Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Нижегородского УФАС России от 08.04.2015 по делу N 229-ФАС52-07/15 <О признании ненадлежащей рекламой размещенного в периодическом издании рекламного сообщения о привлечении кредитным потребительским кооперативом денежных средств пайщиков и о принятии в кооператив новых членов>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу № 229-ФАС52-07/15

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Швецова О.Ю. - член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Михайлова Н.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 229-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении ООО "Лр" (<...>), по обращению потребителя рекламы Ф.Т.В. <...> по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии:
- представителя ООО "Лр" по доверенности от 26.03.2015 г. З.О.О.,
- Ф.Т.В.;

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы Ф.Т.В. по поводу рекламы КПК "Сн", содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 16 марта 2015 г. вынесло Определение № 229-ФАС52-07/15 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "Лр".
Заслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
В газете "Гг "АВ" № <...> за 12 декабря 2014 года, № <...> за 26 декабря 2014 года, № <...> за 9 января 2015 года, № <...> за 16 января 2015 года распространялась реклама КПК "Сн" следующего содержания: "Сн - всегда вместе. Кредитный потребительский кооператив. Информация для пайщиков. Принимаем сбережения под выгодный процент до 7% ежемесячно на 12 месяцев... КПК "Сн" работает на основании ФЗ от 18.07.2009 № 190-ФЗ и является членом СНМ "Ок"...", далее указаны сведения об условиях вклада и порядке вступления в члены кооператива.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - КПК "Сн", товаром являются предлагаемые финансовые услуги по приему сбережений.
В ходе рассмотрения дела Ф.Т.В. сообщила, что в декабре 2014 года в газете "Гг "АВ" распространялась реклама КПК "Сн", под воздействием которой она заключила договор о передаче личных сбережений КПК "Сн". Указанная реклама ввела в заблуждение, поскольку заявитель считала, что КПК "Сн" имеет право осуществлять деятельность по привлечению сбережений физических лиц.
Согласно пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 08.07.2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно информации, размещенной на сайте <...> СРО НП "Межрегиональный союз кредитных кооперативов "Опора кооперации", КПК "Сн" исключен из членов СРО 08.12.2014 г.
Таким образом, с 08.12.2014 г. КПК "Сн" не имел права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Выходя их членов СРО, кредитные потребительские кооперативы лишаются разрешения на осуществление деятельности.
Таким образом, рекламное сообщение КПК "Сн" противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем и издателем газеты "Гг "АВ" является ООО "Лр".
ООО "Лр" заключило договор возмездного оказания услуг от 25.08.2009 г. № 3 с ООО "М-Л". В свою очередь, ООО "М-Л" заключило агентский договор от 08.11.2013 г. № <...> с КПК "Сн".
Следовательно, ООО "Лр" является рекламораспространителем.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Лр" пояснил, что, согласно представленной от ООО "М-Л" информации, согласование рекламных макетов, обмен документами между рекламодателем КПК "Сн" и ООО "М-Л" происходило по электронной почте и по почте в связи с его нахождением в ином регионе. Сведения о членстве КПК "Сн" в соответствующем СРО были запрошены в момент заключения агентского договора и проверены агентом, впоследствии данные сведения запрашивались у рекламодателя в почтовых отправлениях. ООО "Лр" считает, что ответственность за нарушение должен нести рекламодатель, рекламораспространитель предпринял все возможные меры для соблюдения рекламного законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем, ООО "Лр" должно было запросить сведения о членстве КПК "Сн" в СРО в каждом случае размещения рекламного сообщения. ООО "Лр" не представило документов, подтверждающих осуществление действий по запросу информации о членстве КПК "Сн" в СРО при размещении рекламы в декабре 2014 года - январе 2015 года. Представитель ООО "Лр" в ходе рассмотрения дела сообщил, что в ноябре - декабре 2014 года информацию о членстве КПК "Сн" в СРО общество не запрашивало.
Таким образом, реклама КПК "Сн", распространенная ООО "Лр" в газете "Гг "АВ" № <...> за 12 декабря 2014 года, № <...> за 26 декабря 2014 года, № <...> за 9 января 2015 года, № <...> за 16 января 2015 года, противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
На момент рассмотрения дела реклама КПК "Сн" в газете "Гг "АВ" не распространялась, в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России предписаний не выдает.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу КПК "Сн", распространенную ООО "Лр" в газете "Гг "АВ" № <...> за 12 декабря 2014 года, № <...> за 26 декабря 2014 года, № <...> за 9 января 2015 года, № <...> за 16 января 2015 года, поскольку она противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ

Члены Комиссии
О.Ю.ШВЕЦОВА
Н.В.МИХАЙЛОВА


------------------------------------------------------------------