Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Нижегородского областного суда от 24.03.2015 по делу N 3-66/2015 <О признании недействующими: пункта 3 - в части слов "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме"; абзаца первого пункта 5; абзаца второго пункта 5 - в части слов "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме"; пункта 5.1; абзаца первого пункта 5.2 - в части слов "должны быть", "в обязательном порядке"; подпункта 4 пункта 5.2; абзаца первого пункта 5.3 - в части слов "должны быть", "в обязательном порядке"; подпункта 9 пункта 5.3; пункта 5.4 Порядка представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 N 477 "О реализации статьи 9 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу № 3-66/2015

Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего: судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания: П.А.Ю.
в открытом судебном заседании
с участием: прокуроров отдела прокуратуры Нижегородской области Банниковой Е.Р., Федотова С.В., представителя Правительства Нижегородской области Б.П.С. по доверенности,
рассмотрев гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 года № 477 (в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.09.2014 № 661),

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Нижегородской области (далее по тексту -
прокурор) обратился в суд с заявлением, в котором просил признать
недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: п.п. 3,
1 2 3 4
5, п. 5 , 5 , п.п. 1, 8, 9, 10, 11 п. 5 , 5 Порядка представления
уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах
способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных
домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального
ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении
взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных
домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете,
утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области
от 18.07.2014 № 477 "О реализации статьи 9 Закона Нижегородской области
от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории
Нижегородской области" (далее по тексту - постановление Правительства).
Прокурор просил суд признать недействующими п. 3, 5 Порядка, в части определения необходимости заверения копий протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме подписями председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а именно в части формулировок:
- п. 3 Порядка "с приложением заверенной подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме";
- абз. 1 п. 5 "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме";
- абз. 2 п. 5 "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме".

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в оспариваемых нормах Правительством Нижегородской области определены перечень документов, подлежащих направлению владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора, а также собственниками помещений в адрес регионального оператора, совместно с уведомлением о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, предоставление которых не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни Законом, а также форма протокола общего собрания собственников помещений и вопросы, выносимые на голосование собственниками помещений многоквартирных домов.
Жилищным кодексом РФ исполнительные органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, определяющих перечень документов, подлежащих предоставлению в органы государственного жилищного надзора, а также порядок проведения общих собраний собственников помещений и вопросы, выносимые на голосование собственников помещений, не наделены.
Кроме того, Жилищным кодексом РФ не предусмотрена обязанность составления протокола общего собрания собственников в форме очного голосования в том случае, если оно не состоялось ввиду отсутствия кворума.
1
Таким образом, требование абз. 4 п. 5 постановления № 477 о
предоставлении вместе с протоколом заочного голосования заверенной копии
протокола очного собрания не основано на нормах законодательства. На
территории Нижегородской области законы, устанавливающие обязанность
владельца специального счета предоставлять документы, не указанные в ч.ч.
3, 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, не приняты.
4
Кроме того, согласно п. 5 постановления Правительства № 477 Инспекция
или региональный оператор (специализированная некоммерческая организация,
осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах) вправе
возвратить протокол, не соответствующий установленным Порядком требованиям.
Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что
основанием для возврата протокола является, в том числе непредставление
списков регистрации и всех представленных на голосование решений
собственников помещений в письменной форме, при голосовании в очной форме;
всех представленных на голосование решений собственников помещений в
письменной форме, при голосовании в заочной форме; несоблюдение порядка
заверения указанных протоколов; представление документов в непрошнурованном
2 3
и непронумерованном виде; непринятие решений, указанных в п.п. 5 и 5
постановления Правительства № 477, то есть по основаниям, не
предусмотренным законодательством.
Таким образом, по мнению прокурора, Правительством Нижегородской области созданы препятствия для реализации права выбора способа формирования фонда капитального ремонта, кроме того, на владельцев специальных счетов необоснованно возложена обязанность по предоставлению в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области значительного объема копий документов, не предусмотренных законодательством.
Вместе с тем, Жилищный кодекс РФ не предусматривает обязательное участие секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в проведении данного собрания.
Предоставление владельцами специальных счетов сведений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта носит уведомительный характер и необходимо для формирования органами государственного жилищного надзора реестра данных уведомлений.
При этом, как следует из ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ, в случае отсутствия в указанном реестре сведений о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта и (или) его реализации, орган государственного жилищного надзора информирует орган местного самоуправления и регионального оператора об указанных фактах, после чего орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. 10 Закона).
Таким образом, в случае возврата уведомления собственников помещений, выбравших способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, в силу ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ данный фонд вопреки их волеизъявлению будет формироваться на счете регионального оператора. При этом способ формирования фонда может быть изменен не ранее чем через 2 года.
Изложенное, по мнению прокурора, нарушает права граждан на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
Прокуроры, участвующие в судебном заседании: Банникова Е.Р. и Федотов С.В. поддержали заявление прокурора в полном объеме и настаивали на его удовлетворении.
Представитель Правительства Нижегородской области Б.П.С. возражала против удовлетворения заявления прокурора.
В обосновании своих возражений она указала следующие доводы.
Статьей 9 Закона Нижегородской области № 159-З определено, что владелец специального счета обязан в течение пяти рабочих дней со дня открытия специального счета представить в орган исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющий государственный жилищный надзор, не только указанные документы, но и копий документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 6 данного Закона, подтверждающих итоги голосования на общем собрании (при наличии).
Частью 7.1. статьи 6 Закона № 159-З определение требований к оформлению копии протокола и перечню прилагаемых документов отнесено к компетенции Правительства Нижегородской области.
Согласно части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации других федеральных законов.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 10.02.2005 № 8-З "О нормативных правовых актах в Нижегородской области" в систему нормативных правовых актов области входят в том числе нормативные правовые акты Правительства области, принимаемые в форме постановлений.
Таким образом, постановление Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 № 477 (ред. от 29.09.2014) "О реализации статьи 9 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", утвердившее Порядок представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете, принято уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
При определении требований к протоколам общего собрания, разработчик оспариваемого акта, руководствовался Методическими рекомендациями по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.07.2014 № 411/пр.
Пункт 22 указанных Методических рекомендаций определяет, в частности, что протокол общего собрания составляется в письменной форме.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
На территории Нижегородской области отдельные вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулирует Закон Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З (ред. от 23.12.2014) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Закон № 159-З).
Согласно пункту 17.1 статьи 4 данного Закона к полномочиям Правительства Нижегородской области в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится установление порядка представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете.
В соответствии со статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" Правительством Нижегородской области утвержден оспариваемый нормативный правовой акт, которым установлена процедура представления владельцем специального счета, региональным оператором в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и иных сведений.
Статья 172 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 данного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного представитель Правительства Нижегородской области просила суд отказать прокурору в удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявленных требований, заслушав участвующих в деле лиц: прокуроров отдела прокуратуры Нижегородской области Банниковой Е.Р., Федотова С.В., представителя Правительства Нижегородской области Б.П.С. по доверенности, суд находит требования заместителя прокурора Нижегородской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
Постановление Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 № 477 (ред. от 29.09.2014 № 661) "О реализации статьи 9 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", утвердившее Порядок представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете - является нормативным правовым актом, предназначенным для неоднократного применения неопределенным кругом лиц.
Указанное постановление Правительства Нижегородской области принято уполномоченным на то органом в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.
В силу требований ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Нижегородской области опубликовано на официальном сайте Правительства Нижегородской области.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрении по существу Нижегородским областным судом в соответствии со ст. 26 ГПК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Проверяя обоснованность доводов прокурора и возражений Правительства Нижегородской области, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации других федеральных законов.
Законом Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З (ред. от 23.12.2014) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" (далее по тексту Закон области № 159-З) в статье 1 предусмотрено, что настоящий Закон в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отдельные вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (далее также - многоквартирный дом), а также порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
В статье 4 закона области № 159-З определены полномочия Правительства Нижегородской области в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах к которым относится:
- установление порядка представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете (п.п. 17.1);
- установление порядка ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, реестра специальных счетов, информирования органов местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (п.п. 17.2);
- установление порядка назначения на конкурсной основе генерального директора регионального оператора (п. 17.3).
Статья 6 Закона области № 159-З содержит указания о том, что требования к оформлению копии протокола и перечню прилагаемых к ней документов определяются Правительством Нижегородской области (п.п. 7.1).
Приведенные выше положения статей 4 и 6 Закона области № 159-ФЗ внесены в этот Закон другим нормативным правовым актом - Законом Нижегородской области от 23.12.2014 года, вступившим в действие с 10 января 2015 года.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 10.02.2005 № 8-З "О нормативных правовых актах в Нижегородской области" в систему нормативных правовых актов области входят в том числе нормативные правовые акты Правительства области, принимаемые в форме постановлений.
Таким образом, постановление Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 № 477 (ред. от 29.09.2014 № 661) "О реализации статьи 9 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", утвердившее Порядок представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете, принято уполномоченным органом, рассчитано на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение. Поскольку указанным постановлением Правительства Нижегородской области утвержден именно Порядок предоставления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете, то этот нормативный правовой акт обязателен для его исполнения всеми гражданами и организациями на территории Нижегородской области.
Прокурором оспаривается законность некоторых пунктов Порядка представления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведений о размере остатка средств на специальном счете (далее по тексту - Порядок).
Так пунктом 3 и в абзацах первом и втором пункта 5 Порядка предусмотрено, что копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть заверены подписью председателя и секретаря общего собрания.
Прокурор полагает, что это требование противоречит положениям Жилищного кодекса РФ, которым не предусмотрено обязательное участие секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в проведении данного собрания.
Возражения Правительства Нижегородской области основаны на положениях ст. 181.1 ГК РФ, предусматривающей порядок проведения собрания и положениях Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.07.2014 № 411/пр.
Суд полагает, что в этой части требования прокурора подлежат удовлетворению в части слов "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме".
В соответствии с ч. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Положениями ст. 46 Жилищного кодекса РФ определено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.07.2014 № 411/пр. в приложении № 3 Примерная форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очная форма) предусматривают выборы председателя и секретаря общего собрания, а также их подписи в протоколе.
Исходя из системного анализа толкования приведенных норм, суд приходит к выводу о том, протокол общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме оформляется и подписывается председателем и секретарем этого собрания, избранных участниками собрания.
Указаний о том, что председатель и секретарь общего собрания заверяют своими подписями копии протокола общего собрания, в том числе протоколы о способе формирования фонда капитального ремонта, принятых в соответствии с положениями ст. 170 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами и не следует из их смысла.
Кроме того, возложение обязанностей на председателя и секретаря собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, заверять копии протоколов своими подписями противоречит положениям п. 5 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса, согласно которому к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся другие вопросы.
В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе закрепить вопросы заверения копий протоколов общих собраний в уставах товариществ собственников жилья.
Заверение копий протоколов собраний собственников помещений в многоквартирном жилом доме, может быть осуществлено иным способом, предусмотренном законодательством, например, нотариусом, или председателем ТСЖ, или членом правления ТСЖ и тому подобное.
По приведенным мотивам суд находит возражения Правительства Нижегородской области в этой части требований прокурора неубедительными.
1
Также подлежат удовлетворению требования прокурора в части пункта 5
Порядка.
1
Пункт 5 Порядка гласит:
Протокол, которым оформлено решение собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, включает в себя, как неотъемлемую часть:
- списки регистрации и все представленные на голосование решения собственников помещений в письменной форме, при голосовании в очной форме;
- все представленные на голосование решения собственников помещений в письменной форме, при голосовании в заочной форме.
В случае принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в форме заочного голосования вместе с протоколом заочного голосования собственники обязаны представить заверенную подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме копию протокола очного собрания, признанного несостоявшимся, в повестку дня которого включен вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Все документы должны быть прошнурованы, пронумерованы и заверены подписями председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Прокурор полагает, что данный пункт противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, которым исполнительные органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, определяющих перечень документов, подлежащих предоставлению в органы государственного жилищного надзора, а также порядок проведения общих собраний собственников помещений и вопросы, выносимые на голосование собственников помещений, не наделены.
Кроме того, Жилищным кодексом РФ не предусмотрена обязанность составления протокола общего собрания собственников в форме очного голосования в том случае, если оно не состоялось ввиду отсутствия кворума.
1
По мнению прокурора, требование абз. 4 п. 5 Порядка о предоставлении
вместе с протоколом заочного голосования заверенной копии протокола очного
собрания не основано на нормах законодательства. На территории
Нижегородской области законы, устанавливающие обязанность владельца
специального счета предоставлять документы, не указанные в ч.ч. 3, 4 ст.
170 Жилищного кодекса РФ, не приняты.
1
Суд находит доводы прокурора в отношении пункта 5 обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
Согласно приложению № 3 Методических рекомендаций (далее по тексту - Методические рекомендации) по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.07.2014 № 411/пр - Примерная форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очная форма) предусмотрено, что к протоколу общего собрания в качестве приложения приобщаются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме, реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме извещений о проведении общего собрания собственников, список регистрации собственников помещений, присутствующих на собрании. (л.д. 69).
Примерная форма протокола (оформления результатов) заочного голосования собственников многоквартирного дома - Приложение № 4 к Методическим рекомендациям (л.д. 70) не предусматривает приложение к указанному протоколу каких-либо списков.
Как следует из текста Методических рекомендаций, они разработаны с целью оказания помощи собственникам помещений в многоквартирном доме в подготовке и проведении общего собрания собственников жилья.
Следовательно, указанные Методические рекомендации носят именно рекомендательный, а не обязательный характер и могут быть, как учтены, так и не учтены при проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Текст же оспариваемого пункта содержит требования об обязательном представлении перечисленных в нем списков и документов как неотъемлемой части протокола. Обязательность таких требований противоречит как нормам Жилищного кодекса РФ, так и положениям Методических рекомендаций.
Таким образом, возражения Правительства Нижегородской области относительно этой части требований неубедительны и не могут опровергнуть доводов прокурора.
Довод возражений Правительства Нижегородской области со ссылкой на
положения статей 4 и 6 Закона области № 159-З, введенных в действие с 10
января 2015 года, так же не может быть признан убедительным, поскольку
установленные Правительством области требования к протоколу общего
1
собрания, изложенные в оспариваемом пункте 5 Порядка, не должны
противоречить требованиям федерального законодательства и тем более не
могут возлагать на собственников помещений дополнительные ограничения их
прав.
В данном случае требования об обязательном приложении к протоколу
1
общего собрания списков, перечисленных в п. 5 Порядка, является не только
дополнительным ограничением прав, но и дополнительным возложением
обязанностей на указанных лиц.
Относительно требования заверения подписями председателя и секретаря общего собрания копий протокола, а также оформления всех документов в брошюру, заверенную также подписями председателя и секрета собрания собственников помещений многоквартирного дома, возражения Правительства Нижегородской области тоже являются неубедительными, поскольку указаний о том, что председатель и секретарь общего собрания собственников заверяют своими подписями копии протокола общего собрания, в том числе протоколы о способе формирования фонда капитального ремонта, принятых в соответствии с положениями ст. 170 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено статьями 44, 46, 170 Жилищного кодекса РФ, и этих требований не следует из их смысла.
1
Следовательно, требования, изложенные в п. 5 Порядка налагают на
собственников помещений в многоквартирных домах при уведомлении о выбранном
ими способе формирования фонда капитального ремонта, обязанности, которые
не предусмотрены федеральным законодательством и ограничивают их в
совершении действий по уведомлению о выбранном ими способе формирования
фонда капитального ремонта.
Кроме того, Порядок, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 года (ред. от 29.09.2014 г. № 661) был принят значительно ранее, чем были внесены в Закон области № 159-З приведенные выше нормы, изложенные в ст. 4 и 6 этого Закона.
Поэтому на момент утверждения Порядка, Правительство Нижегородской области еще не было наделено компетенцией по установлению порядка предоставления уведомлений, установлению порядка ведения реестра уведомлений, установлению требований к протоколу общего собрания собственников.
2
Также подлежат удовлетворению требования прокурора относительно п. 5
3 2
и п. 5 Порядка, а именно признанию недействующими: положений п. 5 в части
слов в абзаце 1: "должны быть" "в обязательном порядке" и положения п.п. 4
2 3
п. 5 ; положений п. 5 в абзаце 1 в части слов: "должны быть" "в
3
обязательном порядке" и положения п.п. 9 п. 5 .
2 3
В абзацах первых пунктов 5 и 5 Порядка содержатся указания о том,
что должны быть приняты в обязательном порядке, перечисленные ниже по
2 3
тексту решения, в том числе, изложенные в подпунктах 4 п. 5 и 9 п. 5 ,
решение об отмене принятого ранее решения по взиманию платы за капитальный
ремонт (в случае принятия такого решения).
Прокурор полагает, что указанные требования противоречат Жилищному кодексу РФ.
Этот довод заявления прокурора, по мнению суда, так же является обоснованным в силу следующих мотивов.
Вопросы, которые подлежат рассмотрению на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах, и подлежат занесению в протокол общего собрания собственников, изложены в положениях статей 44, 46 Жилищного кодекса РФ.
Так, в ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
- принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете (п. 1.1);
- принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства (1.2);
- принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания (3.1);
- другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5).
Согласно положениям ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч. 3); протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (ч. 4).
Однако приведенные выше нормы Жилищного кодекса РФ не содержат указаний на обязательность принятия этих решений и внесение их в протоколы.
Ссылка Правительства Нижегородской области на Методические рекомендации является необоснованной по причине того, что они носят рекомендательный характер и предоставляют право собственникам помещений в многоквартирных домах как учитывать их так, и не руководствоваться ими.
Возложение на собственников помещений в многоквартирных жилых домах дополнительных обязанностей не предусмотрено и противоречит положениям ст. 5 Жилищного кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 4).
Кроме того, ни одна из приведенных выше норм Жилищного кодекса РФ не содержит указаний на отмену принятого ранее решения по взиманию платы за капитальный ремонт даже в случае, если такое решение было принято ранее.
В данном случае детализация норм Жилищного кодекса РФ положениями Порядка приводит к тому, что на собственников помещений в многоквартирных домах возлагаются в императивном порядке дополнительные обязанности, что является превышением полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительства Нижегородской области.
Относительно требований прокурора, касающихся других подпунктов
2 3
пунктов 5 и 5 , то эти требования не подлежат удовлетворению, поскольку
перечисленные в них вопросы, по котором может быть принято решение, и
которое может быть занесено в протокол общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме урегулированы положениями ст. 44, 46, 170,
172 Жилищного кодекса РФ.
4
Пункт 5 Порядка гласит:
Протокол, предоставленный в Инспекцию или региональному оператору с нарушением требований, установленных настоящим Порядком, считается не принятым, и возвращается собственникам помещений в многоквартирном доме в течение пяти рабочих дней для устранения выявленных нарушений.
Требования прокурора относительно данного пункта подлежат удовлетворению полностью по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Положениями данной нормы предусмотрены все вопросы по которым государственным органом субъекта Российской Федерации могут быть приняты нормативные акты.
Согласно ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Как следует из текста и смысла данной нормы, она не предусматривает возможности возврата уведомлений собственников помещений в многоквартирном доме этим собственникам для дооформления.
Кроме того, по своему правовому смыслу возвращение уведомлений для дооформления не является решением вопроса о принятии такого уведомления и о включения его в реестр официальным оператором или об отказе в принятии и включении уведомления в указанный реестр. В данном случае этот пункт содержит правовую неопределенность, так как из него не следует, что после исправления недостатков уведомление будет принято и зарегистрировано официальным оператором.
Кроме того, в указанном пункте содержится ссылка на то, что собственники помещений в многоквартирных домах принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, независимо от того, если они выполнят требования норм Жилищного кодекса РФ, в любом случае обязаны выполнять требования, изложенные в том числе и в оспариваемых прокурором пунктах Порядка, что в свою очередь ограничивает права собственников на участие в программе по капитальному ремонту дома на тот или иной год.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором пункты Порядка, признанные судом противоречащими федеральному законодательству, утверждены Правительством Нижегородской области постановлением от 18.07.2014 № 477 (ред. от 29.09.2014 № 661) с превышением полномочий, а следовательно подлежат признанию недействующими поскольку в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п.п. 11.1 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует, в том числе, правоотношения в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в частности уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нарушение федерального законодательства, установленные судом при рассмотрении настоящего дела, является нарушением интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 47 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поэтому те пункты порядка, которые признаны судом не соответствующими федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Положениями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда, которым нормативный правовой акт или его часть признаны недействующими или сообщение о таком решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Следовательно, после вступления настоящего решения в законную силу Правительство Нижегородской области обязано опубликовать сообщение о нем на официальном сайте Правительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, ст. 253 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора Нижегородской области о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 года № 477 (в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.09.2014 № 661) - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения следующие пункты Порядка предоставления уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах, сведения о размере остатка средств на специальном счете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 года № 477 (в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.09.2014 № 661):
- положения пункта 3 в части слов: "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме";
- положения абзаца 1, положения абзаца 2 пункта 5 в части слов: "заверенные подписью председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме";
1
- положения п. 5 ;
2
- положения п. 5 в части слов в абзаце 1: "должны быть" "в
обязательном порядке";
2
- положения п.п. 4 п. 5 ;
3
- положения п. 5 в абзаце 1 в части слов: "должны быть" "в
обязательном порядке";
3
- положения п.п. 9 п. 5 ;
4
- положения п. 5 .
В остальной части требования заместителя прокурора Нижегородской области о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Нижегородской области от 18.07.2014 года № 477 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 29.09.2014 № 661) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда:
В.В.САМАРЦЕВА

Решение изготовлено в окончательной форме 30 марта 2015 года.

Судья областного суда:
В.В.САМАРЦЕВА


------------------------------------------------------------------