Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Нижегородского УФАС России от 27.03.2015 по делу N 951-ФАС52-03/14 <О нарушении законодательства о защите конкуренции, выразившемся в навязывании сетевой организацией контрагенту условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, невыгодных для последнего>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2015 г. по делу № 951-ФАС52-03/14

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 951-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в следующем составе:
<...>
с участием:

- <...>
-
заявителя (паспорт <...> № <...>, выдан 07.08.2003 УВД <...> района города Нижнего Новгорода);
- <...>
-
представителя открытого акционерного общества "МЦП" (доверенность от 05.12.2014);
- <...>
-
представителя открытого акционерного общества "МЦП" (доверенность от 22.12.2014),-

рассмотрев в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело № 951-ФАС52-03/14 о нарушении открытым акционерным обществом "МЦП" (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>, далее - ОАО "МЦП", сетевая организация, ответчик, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем навязывания контрагенту (физическому лицу) - <...> - условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, невыгодных для него,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из Федеральной антимонопольной службы России поступило обращение <...> (далее - <...>, заявитель) на действия ОАО "МЦП", выразившиеся в навязывании заявителю условий договора, невыгодных для него, а также в несоответствии проекта договора и технических условий действующему законодательству.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что 04.02.2014 <...> направил в ОАО "МЦП" заявку (от 04.02.2014 вх. № <...>) о технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям. В указанной заявке заявитель указал максимальную мощность энергопринимающих устройств 15 кВт на напряжении 0,4 кВ.
На основании поступившей заявки ОАО "МЦП" подготовило и направило в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора.
Не согласившись с положениями технических условий, <...> направил в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора.
Кроме того, 06.03.2013 и 21.03.2014 ОАО "МЦП" направляло в адрес заявителя иные варианты договора об осуществлении технологического присоединения.
В свою очередь <...> от подписания договоров отказался, направив в адрес сетевой организации перечень требований о внесении изменений в технические условия, касающихся определения точки присоединения энергопринимающей установки заявителя к электрическим сетям сетевой организации (пункт 7 технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения).
В частности, пунктом 7 технических условий № <...>, направленных заявителю 21.03.2014, закреплялось, что точка присоединения располагается "на контактах присоединения ЛЭП-0,4 кВ заявителя к контактам счетчика, установленного на ближайшей опоре ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128 (ВЛ-632 ПС110/6кВ "А"), установленной на границе земельного участка...".
02 сентября 2014 года Нижегородское УФАС России выдало ОАО "МЦП" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по согласованию пункта 7 технических условий № <...>, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения № <...>, в соответствии с пунктами 16, 16.1, 16.3, 17, 18, 19 и 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также - Правила технологического присоединения), в срок до 19 сентября 2014 года (предупреждение от 02.09.2014 № <...>).
15 сентября 2014 года ОАО "МЦП" обратилось в Нижегородское УФАС России с заявлением о разъяснении порядка исполнения выданного предупреждения, а также ходатайством о продлении сроков исполнения предупреждения.
В свою очередь 26 сентября 2014 года антимонопольным органом в адрес сетевой организации направлено письмо с разъяснением порядка исполнения выданного предупреждения (письмо от 26.09.2014 № <...>).
09 октября 2014 года ОАО "МЦП" сообщило, что предприняло действия, направленные на исполнение предупреждения (письмо от 09.10.2014 исх. № <...>). Из вышеприведенного письма следует, что ОАО "МЦП" направило в адрес заявителя измененную редакцию технических условий и договора об осуществлении технологического присоединения.
В новой редакции технических условий № <...> точка присоединения определена следующим образом: "точка присоединения к электрической сети: опора ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128 (ВЛ-632 ПС-110/6кВ "А")", установленная сетевой организацией на границе участка заявителя..." (пункт 7 технических условий № <...>).
Однако, проанализировав документы, направленные ОАО "МЦП" <...>, Нижегородское УФАС России пришло к выводу, что сетевая организация не в полной мере исполнила предупреждение антимонопольного органа, в связи с чем приказом от 29.10.2014 № 417 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России, состоявшемся 16 марта 2015 года, заявитель пояснил, что на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 951-ФАС52-03/14, разногласия, касающиеся вопроса определения точки подключения, не урегулированы; относительно установки опоры воздушной линии электропередач, на которой сетевая организация определяет точку присоединения, на границе земельного участка, возражает, так как это ограничит его право пользования земельным участком. Вместе с тем <...> сообщил, что точка присоединения должна определяться как контактные клеммы вводно-распределительного устройства заявителя, расположенного не далее 25 метров внутрь от границ земельного участка. Также заявитель пояснил, что вводно-распределительное устройство будет располагаться на принадлежащем ему земельном участке, в непосредственной близости от его границ.
В свою очередь, представители ответчика не согласились с тем, что действия Общества нарушают положения антимонопольного законодательства ввиду того, что сетевая организация внесла изменения в спорные технические условия, исключив, требования, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. По мнению сетевой организации, определение точки присоединения на опоре линии электропередач, установленной в непосредственной близости от границы земельного участка заявителя соответствует пунктам 16.1, 16.3, 25.1 Правил технологического присоединения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
ОАО "МЦП" является сетевой организацией, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям общества и передаче электроэнергии лицам, чьи энергопринимающие устройства уже присоединены к энергосистеме общества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях" определяет услуги по передаче электроэнергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии.
Исходя из положений статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
Таким образом, ОАО "МЦП" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах присоединенных электрических сетей.
С учетом вышеизложенного действия ОАО "МЦП" могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", приведенный в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещенных действий не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
По делу установлено, что 04 февраля 2014 года <...> обратился в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям.
На основании данной заявки ОАО "МЦП" подготовило и направило в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям, а также проект технических условий № <...>, являющихся неотъемлемой частью указанного договора.
Пунктом 7 названных технических условий закреплено, что точка присоединения располагается на опоре № 315 ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128 (ВЛ-632 ПС110/6кВ "А").
Из имеющихся в Управлении документов можно сделать вывод, что опора № 315 ВЛ-0,4кВ расположена за пределами границ земельного участка заявителя.
Не согласившись с положениями технических условий, <...> направил в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора, в котором, в числе прочего, просил внести изменения в пункт 7 технических условий и определить точку присоединения как "контактные клеммы вводно-распределительного устройства, расположенного не далее 25 метров внутрь от границ земельного участка".
06.03.2014 ОАО "МЦП" направило в адрес заявителя иной вариант договора об осуществлении технологического присоединения № <...> и технических условий № <...>.
Так, пунктом 7 технических условий от 06.03.2014 № <...> определено, что "точка присоединения: ЛЭП-0,4кВ от ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128 (ВЛ-632 ПС110/6кВ "А") с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт".
Таким образом, из указанных технических условий также не следует однозначного вывода, что точка присоединения расположена в пределах границ земельного участка заявителя.
В свою очередь, <...>, не согласившись с предложенным ему проектом технических условий № <...>, 14.03.2014 направил в адрес сетевой организации мотивированный отказ № 2 от подписания проекта договора, содержащий перечень требований о внесении изменений в технические условия, в котором, в числе прочего, вновь просил внести изменения в пункт 7 технических условий и определить точку присоединения как "контактные клеммы вводно-распределительного устройства, расположенного не далее 25 метров внутрь от границ земельного участка".
21.03.2014 ОАО "МЦП" направило в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения № <...> и технических условий № <...>.
Пунктом 7 названных технических условий № <...> закреплено, что точка присоединения располагается "на контактах присоединения ЛЭП-0,4 кВ заявителя к контактам счетчика, установленного на ближайшей опоре ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128 (ВЛ-632 ПС110/6кВ "А"), установленной на границе земельного участка, с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт".
Полагая, что ОАО "МЦП" навязывает невыгодные условия договора, <...> обратился в Нижегородское УФАС России.
Выдавая ОАО "МЦП" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 02.09.2014 исх. № <...>, Нижегородское УФАС России предварительно в качестве нарушения пункта 5 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" квалифицировало действия по определению точки присоединения на ближайшей опоре ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128, а также обязывание заявителя установить прибор учета на опоре линии электропередач.
В редакции технических условий № <...>, направленных после вынесения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области предупреждения, точка присоединения определена следующим образом: "точка присоединения к электрической сети: "опора ВЛ-0,4кВ № 300 ТП-128 (ВЛ-632 ПС-110/6кВ "А"), установленная сетевой организацией на границе участка заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт" (пункт 7 технических условий № <...>).
Таким образом, ОАО "МЦП" отказалось от навязывания <...> условий об установлении прибора учета электрической энергии на опоре линии электропередач.
В рамках настоящего дела комиссии Нижегородского УФАС России надлежало разрешить вопрос о соответствии действии сетевой организации требованиям действующего законодательства при определении точки присоединения энергопринимающих устройств <...> к электрическим сетям ОАО "МЦП".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
В пункте 2 данных Правил установлено, что их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям регламентирован разделом II Правил технологического присоединения (пункты 8 - 25).
По смыслу пункта 15 Правил технологического присоединения технические условия являются неотъемлемым приложением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Вместе с тем пунктом 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14.2 поименованных выше Правил в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявители, указанные в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил технологического присоединения под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В подпункте "а" пункта 25.1 Правил технологического присоединения указано, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Согласно подпункту "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения обязанности между сторонами по исполнению технических условий распределены следующим образом: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Из совокупности приведенных норм следует, что сетевая организация обязана обеспечить фактическое присоединение объекта (энергопринимающего устройства) потребителя к электросети с представлением ему точки присоединения, которая располагается на расстоянии не далее 25 метров вглубь от границ земельного участка до объекта (энергопринимающего устройства), подлежащего подключению.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, закреплено, что точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Вместе с тем указанная выше норма также закрепляет, что точка поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Следовательно, определение точки присоединения имеет основополагающее значение для дальнейшего исполнения сторонами обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, и должна определяться сторонами договора однозначно, с указанием данных, позволяющих идентифицировать ее месторасположение.
Между тем <...>, направляя в адрес сетевой организации мотивированные отказы и определяя точку присоединения как "контактные клеммы вводно-распределительного устройства, расположенного не далее 25 метров внутрь от границ земельного участка", не указывает точного месторасположения вводно-распределительного устройства.
При таких обстоятельствах, ОАО "МЦП", определяя точку присоединения на границе земельного участка заявителя, не вошло в противоречие с предложением <...>; точка присоединения, предложенная сетевой организацией, располагается не далее 25 метров вглубь земельного участка заявителя.
В такой ситуации комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что редакция технических условий № <...>, направленных ОАО "МЦП" с целью исполнения предупреждения от 02.09.2014 № <...>, в части определения точки присоединения энергопринимающей установки заявителя к электрическим сетям ответчика, не противоречит действующему законодательству и не ущемляет интересов <...>.
С учетом изложенного действия открытого акционерного общества "МЦП" не образуют нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что в действиях ОАО "МЦП" признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Рассмотрение дела № 951-ФАС52-03/14, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении открытого акционерного общества "МЦП" (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>), прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
2. В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------