Типы документов

Реклама

Партнеры


<Письмо> минобразования Нижегородской области от 02.10.2015 N 316-01-100-3441/15-0-0 "О направлении методических рекомендаций на 2015/2016 учебный год"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 октября 2015 г. № 316-01-100-3441/15-0-0

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Взамен ранее направленных методических рекомендаций (письмо министерства образования Нижегородской области от 06.10.2014 № 316-01-100-3154/14), в целях организованного проведения государственной аккредитации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году, в рамках переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, в соответствии со статьей 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3.28 Положения о министерстве образования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2010 № 669, направляем для использования в работе методические рекомендации по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным образовательным стандартам по основным образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.

Приложение: методические рекомендации по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам общего образования и приложения к ним, всего на 18 л. в 1 экз.

И.о. министра
Е.Л.РОДИОНОВА





Приложение
к письму министерства образования
Нижегородской области
от 02.10.2015 № 316-01-100-3441/15-0-0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, ЗАЯВЛЕННЫМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ В 2015/2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

I. Общие положения

1.1. Оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным образовательным стандартам по основным образовательным программам общего образования, заявленным для государственной аккредитации, является результатом аккредитационной экспертизы (далее - Оценка).
1.2. Оценка определяется по пяти показателям содержания и качества подготовки обучающихся, отвечающим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования (ФГОС) и (или) федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования до истечения срока реализации (ФКГОС).
Каждый показатель содержания и качества подготовки обучающихся состоит из критериев, значение которых оценивается в баллах.
1.3. Оценка соответствует ФГОС (ФКГОС), если установлено соответствие ФГОС (ФКГОС) всех показателей содержания и качества подготовки обучающихся. В случае установления несоответствия требованиям ФГОС (ФКГОС) одного из показателей, оценка в целом не соответствует ФГОС (ФКГОС).
1.4. Оценка соответствует ФГОС (ФКГОС) при условии значения критериев каждого показателя не менее 50%.
1.5. По итогам аккредитационной экспертизы каждый эксперт оформляет отчет об аккредитационной экспертизе (примерные формы отчетов представлены в приложении 4), на основании которых руководитель экспертной группы готовит заключение экспертной группы (приложения 1, 2, 3).

II. Показатели содержания и качества подготовки обучающихся

Показатель 1. Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС, соответствие содержания основной образовательной программы основного общего образования требованиям ФГОС и (или) соответствие содержания основного, среднего общего образования требованиям ФКГОС.
Показатель 2. Результаты освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования и (или) результаты образовательной деятельности на уровнях основного и среднего общего образования.
Показатель 3. Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Показатель 4. Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса.
Показатель 5. Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса.

III. Критерии показателей для каждого уровня
общего образования

3.1. Начальное общее образование

Наименование критерия показателя
Значение критерия показателя
Показатель 1
Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС
Максимальное количество баллов по показателю - 14 баллов
1.1. Соответствие структуры основной образовательной программы начального общего образования (ООП) требованиям ФГОС НОО
2 балла - соответствует
1 балл - соответствует не в полном объеме, отсутствуют отдельные разделы ООП, не соответствуют названия разделов
0 баллов - не соответствует
1.2. Соответствие действующего учебного плана ОУ основной образовательной программе начального общего образования образовательной организации
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.3. Соответствие максимального объема аудиторной учебной нагрузки требованиям законодательства
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.4. Соответствие количества часов, отведенных на изучение каждого учебного предмета, учебным программам
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.5. Соответствие организации внеурочной деятельности ФГОС НОО
2 балла - соответствует
1 балл - модель внеурочной деятельности ООП не согласуется с практической деятельностью
0 баллов - не соответствует
1.6. Содержание программ, курсов внеурочной деятельности, их соответствие направлениям развития личности
2 балла - соответствует
1 балл - структура программ, курсов внеурочной деятельности представлены не в полном объеме
0 баллов - не соответствует
1.7. Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности
2 балла - осуществляется ежегодно и имеет практическое исполнение
1 балл - осуществляется, но не удовлетворяется по объективным причинам
0 баллов - не осуществляется
Показатель 2
Результаты освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования
Максимальное количество баллов по показателю - 5 баллов
2.1. Уровень базовой подготовки обучающихся
3 балла - результат тестирования по каждому предмету отдельно (по решению аккредитационного органа) не менее критериального значения: не менее 51% обучающихся, выполнивших не менее 50% заданий
0 баллов - результат тестирования менее критериального значения по одному из предметов
2.2. Результаты освоения ООП: личностные, метапредметные, предметные достижения обучающихся
1 балл - отслеживаются ежегодно и имеют практическое использование
0,5 балла - отслеживаются частично, носят эпизодический характер
0 баллов - не отслеживаются
2.3. Результаты реализации программ, курсов внеурочной деятельности (мониторинг воспитательной деятельности)
1 балл - мониторинг осуществляется регулярно, динамика развития внеурочной деятельности положительная
0,5 балла - мониторинг осуществляется частично, носит эпизодический характер
0 баллов - мониторинг не осуществляется
Показатель 3
Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 10 баллов
3.1. Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
2 балла - обеспеченность учебниками составляет 100% (бюджетные средства)
0 баллов - обеспеченность учебниками составляет менее 100%
3.2. Соответствие учебно-методических комплексов в образовательном процессе ООП
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
3.3. Использование ИКТ, доступность информационных образовательных электронных ресурсов
2 балла - создана достаточная компьютерная база (оборудован компьютерный класс, во всех учебных кабинетах имеются компьютеры, созданы АРМ-учителя);
существует общешкольная локальная сеть, которая работает под управлением сервера, осуществляется администрирование сети; полный набор периферийного оборудования (принтеры, сканеры, модемы, ксероксы, мультимедийные установки, интерактивные доски, цифровая фотоаппаратура, видеоаппаратура, Web-камеры, документ-камеры, цифровой микроскоп и др.); создана информационно-коммуникационная среда, ИКТ активно используется во всех областях образовательной и управленческой деятельности; создана библиотека электронных образовательных ресурсов по всем предметам, включая ссылки на образовательные интернет-ресурсы; учащиеся и учителя участвуют в телекоммуникационных проектах, конкурсах, олимпиадах; существует и функционирует медиацентр, который обеспечивает свободный доступ для всех участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам ОО и интернет-ресурсам; проводится анализ деятельности в области ИКТ, обобщается и распространяется опыт использования ИКТ; курсовую подготовку в области ИКТ прошли не менее 80% педагогических и руководящих работников
1 балл - создана необходимая компьютерная база (оборудован один компьютерный класс, в отдельных учебных кабинетах имеются компьютеры); локальная сеть объединяет несколько компьютеров или
отсутствует;
необходимый набор периферийного оборудования (принтер, сканер, модем, мультимедийная установка), информационные технологии внедряются в учебную деятельность по отдельным предметам школьного курса;
библиотека электронных образовательных ресурсов находится в стадии формирования и требует систематизации и пополнения, отсутствуют ссылки на образовательные интернет-ресурсы; доступ к средствам ИКТ для учащихся и учителей по составленному графику; курсовую подготовку в области ИКТ прошли не менее 50% педагогических и руководящих работников
0 баллов - отсутствует компьютерная техника, отсутствуют условия для использования информационных технологий, отсутствует курсовая подготовка в области ИКТ
3.4. Предоставление услуг в электронном виде
2 балла - предоставляются в полном объеме (электронный дневник, электронный журнал), пользуются не менее 70% участников образовательного процесса
1 балл - предоставляются не в полном объеме (только электронный дневник или только электронный журнал),
пользуются не менее 50% участников образовательного процесса
0 баллов - не предоставляются
3.5. Соответствие структуры сайта образовательной организации требованиям законодательства
2 балла - соответствует
1 балл - сведения на сайте представлены не в полном объеме
0 баллов - не соответствует
Показатель 4
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 10 баллов
4.1. Доля педагогических работников с высшим и (или) средним профессиональным образованием, отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике
2 балла - данная категория работников составляет 100%
0 баллов - данная категория работников составляет менее 100%
4.2. Доля педагогических работников, прошедших аттестацию за последние пять лет
2 балла - аттестовано 100% педагогов из числа подлежащих аттестации
0 баллов - аттестовано менее 100% педагогов из числа подлежащих аттестации
4.3. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации за последние три года
2 балла - за последние три года 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
0 баллов - за последние три года менее 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
4.4. Соответствие базового образования учителей профилю преподаваемых учебных предметов, курсов
2 балла - 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках
0 баллов - менее 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках
4.5. Укомплектованность педагогическими кадрами
2 балла - на начало учебного года нет вакансий по тарификации, вся учебная нагрузка распределена
1 балл - на начало учебного года имеется вакансия, но учебные часы перераспределены
0 баллов - имеется вакансия, учебный предмет не ведется
Показатель 5
Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 2 балла
5.1. Соответствие оборудования учебных кабинетов требованиям ФГОС
2 балла - соответствует ООП и федеральным требованиям в полном объеме
1,5 балла - соответствует ООП и федеральным требованиям, но используется не в полном объеме
1 балл - соответствует ООП и федеральным требованиям частично
0 баллов - не соответствует ООП и федеральным требованиям

3.2. Основное общее образование

Наименование критерия показателя
Значение критерия показателя
Показатель 1
Соответствие содержания основного общего образования требованиям ФГОС (ФКГОС)
Максимальное количество баллов по показателю - 16 баллов
1.1. Соответствие структуры основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) требованиям ФГОС ООО
2 балла - соответствует
1 балл - соответствует не в полном объеме, отсутствуют отдельные разделы ООП, не соответствуют названия разделов
0 баллов - не соответствует
1.2. Соответствие действующего учебного плана образовательной организации ООП ООО (ФБУП)
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.3. Соответствие максимального объема аудиторной учебной нагрузки требованиям законодательства
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.4. Соответствие количества часов, отведенных на изучение каждого учебного предмета, учебным программам
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.5. Соответствие условий и наличие документов, обеспечивающих воспитание и социализацию обучающихся (планы, программы, воспитательная система)
2 балла - соответствуют требованиям к воспитательной системе
1 балл - соответствуют требованиям к программе, плану
0 баллов - не представлены
1.6. Соответствие содержания дополнительных общеобразовательных программ требованиям к ним
2 балла - соответствует
1 балл - дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям не полностью
0 баллов - не соответствует
1.7. Соответствие реализации воспитательных планов, программ и дополнительных общеобразовательных программ планированию (по материалам мониторинга и 3 - 5 журналов, подтверждающих реализацию дополнительных общеобразовательных программ)
2 балла - соответствует
1 балл - реализация программ воспитания и дополнительных общеобразовательных программ осуществляется не в полном объеме
0 баллов - не соответствует
1.8. Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности
2 балла - осуществляется ежегодно и имеет практическое исполнение
1 балл - осуществляется, но не удовлетворяется по объективным причинам
0 баллов - не осуществляется
Показатель 2
Результаты образовательной деятельности на уровне основного общего образования
Максимальное количество баллов по показателю - 5 баллов
2.1. Уровень базовой подготовки обучающихся 9-х классов
3 балла - результат тестирования по каждому предмету отдельно (по решению аккредитационного органа) не менее критериального значения: не менее 51% обучающихся, выполнивших не менее 50% заданий
0 баллов - результат тестирования менее критериального значения по одному из предметов
2.2. Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся за три года
1 балл - доля выпускников, не получивших аттестат за три года, ниже среднеобластного значения
0 баллов - доля выпускников, не получивших аттестат за три года, выше среднеобластного значения
2.3. Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников за три года
Для образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы:
1 балл - наличие участников или призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
0,5 балла - наличие участников и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
0 баллов - отсутствие участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Для образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы профильного (углубленного) изучения предметов:
1 балл - наличие призеров олимпиад на региональном этапе, участие в заключительном этапе Всероссийской
олимпиады школьников
0,5 балла - наличие призеров муниципального этапа, участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
0 баллов - отсутствие участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Показатель 3
Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 10 баллов
3.1. Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
2 балла - обеспеченность учебниками составляет 100% (бюджетные средства)
0 баллов - обеспеченность учебниками составляет менее 100%
3.2. Соответствие учебно-методических комплексов в образовательном процессе требованиям ФГОС (ФКГОС)
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
3.3. Использование ИКТ, доступность информационных образовательных электронных ресурсов
2 балла - создана достаточная компьютерная база (оборудован компьютерный класс, во всех учебных кабинетах имеются компьютеры, созданы АРМ-учителя);
существует общешкольная локальная сеть, которая работает под управлением сервера, осуществляется администрирование сети; полный набор периферийного оборудования (принтеры, сканеры, модемы, ксероксы, мультимедийные установки, интерактивные доски, цифровая фотоаппаратура, видеоаппаратура, Web-камеры, документ-камеры, цифровой микроскоп и др.);
создана информационно-коммуникационная среда, ИКТ активно используется во всех областях образовательной и управленческой деятельности;
создана библиотека электронных образовательных ресурсов по всем предметам, включая ссылки на образовательные интернет-ресурсы; учащиеся и учителя участвуют в телекоммуникационных проектах, конкурсах, олимпиадах; существует и функционирует медиацентр, который обеспечивает свободный доступ для всех участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам ОО и интернет-ресурсам; проводится анализ деятельности в области ИКТ, обобщается и распространяется опыт использования ИКТ; курсовую подготовку в области ИКТ прошли не менее 80% педагогических и руководящих работников
1 балл - создана необходимая компьютерная база (оборудован один компьютерный класс, в отдельных учебных кабинетах имеются компьютеры); локальная сеть объединяет несколько компьютеров или отсутствует;
необходимый набор периферийного оборудования (принтер, сканер, модем, мультимедийная установка), информационные технологии внедряются в учебную деятельность по отдельным предметам школьного курса;
библиотека электронных образовательных ресурсов находится в стадии формирования и требует систематизации и пополнения, отсутствуют ссылки на образовательные интернет-ресурсы; доступ к средствам ИКТ для учащихся и учителей по составленному графику; курсовую подготовку в области ИКТ прошли не менее 50% педагогических и руководящих работников
0 баллов - отсутствует компьютерная техника, отсутствуют условия для использования информационных технологий, отсутствует курсовая подготовка в области ИКТ
3.4. Предоставление услуг в электронном виде
2 балла - предоставляются в полном объеме (электронный дневник, электронный журнал), пользуются не менее 70% участников образовательного процесса
1 балл - предоставляются не в полном объеме (только электронный дневник или только электронный журнал),
пользуются не менее 50% участников образовательного процесса
0 баллов - не предоставляются
3.5. Соответствие структуры сайта образовательной организации требованиям законодательства
2 балла - соответствует
1 балл - документы представлены на сайте не в полном объеме
0 баллов - не соответствует
Показатель 4
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 10 баллов
4.1. Доля педагогических работников с высшим и (или) средним профессиональным образованием, отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике
2 балла - данная категория работников составляет 100%
0 баллов - данная категория работников составляет менее 100%
4.2. Доля педагогических работников, прошедших аттестацию за последние пять лет
2 балла - аттестовано 100% педагогов из числа подлежащих аттестации
0 баллов - аттестовано менее 100% педагогов из числа подлежащих аттестации
4.3. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации за последние три года
2 балла - за последние три года 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
0 баллов - за последние три года менее 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
4.4. Соответствие базового образования учителей профилю преподаваемых учебных предметов, курсов
2 балла - 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках
0 баллов - менее 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках
4.5. Укомплектованность педагогическими кадрами
2 балла - на начало учебного года нет вакансий по тарификации
1 балл - на начало учебного года имеется вакансия, но учебные часы перераспределены
0 баллов - имеется вакансия, учебный предмет не ведется
Показатель 5
Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 2 балла
5.1. Соответствие оборудования учебных кабинетов требованиям ООП ООО (ФКГОС)
2 балла - соответствует ООП и федеральным требованиям в полном объеме
1,5 балла - соответствует ООП и федеральным требованиям, но используется не в полном объеме
1 балл - соответствует ООП и федеральным требованиям частично
0 баллов - не соответствует ООП и федеральным требованиям

3.3. Среднее общее образование

Наименование критерия показателя
Значение критерия показателя
Показатель 1
Соответствие содержания среднего общего образования требованиям ФКГОС
Максимальное количество баллов по показателю - 14 баллов
1.1. Соответствие действующего учебного плана ОУ ФБУП
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.2. Соответствие максимального объема аудиторной учебной нагрузки требованиям законодательства
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.3. Соответствие количества часов, отведенных на изучение каждого учебного предмета, учебным программам
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
1.4. Соответствие условий и наличие документов, обеспечивающих воспитание и социализацию обучающихся (планы, программы, воспитательная система)
2 балла - соответствуют требованиям к воспитательной системе
1 балл - соответствуют требованиям к программе, плану
0 баллов - не представлены
1.5. Соответствие содержания дополнительных общеобразовательных программ требованиям к ним
2 балла - соответствует
1 балл - дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям не полностью
0 баллов - не соответствует
1.6. Соответствие реализации воспитательных планов, программ и дополнительных общеобразовательных программ планированию (по материалам мониторинга и 3 - 5 журналов, подтверждающих реализацию дополнительных общеобразовательных программ)
2 балла - соответствует
1 балл - реализация программ воспитания и дополнительных общеобразовательных программ осуществляется не в полном объеме
0 баллов - не соответствует
1.7. Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности
2 балла - осуществляется ежегодно и имеет практическое исполнение
1 балл - осуществляется, но не удовлетворяется по объективным причинам
0 баллов - отсутствует
Показатель 2
Результаты образовательной деятельности на уровне среднего общего образования
Максимальное количество баллов по показателю - 5 баллов
2.1. Уровень базовой подготовки обучающихся 11-х классов
3 балла - результат тестирования по каждому предмету отдельно (по решению аккредитационного органа) не менее критериального значения: не менее 51% обучающихся, выполнивших не менее 50% заданий
0 баллов - результат тестирования менее критериального значения по одному из предметов
2.2. Итоги государственной итоговой аттестации обучающихся в форме ЕГЭ за три года
1 балл - доля выпускников, не получивших аттестат за три года, ниже среднеобластного значения
0 баллов - доля выпускников, не получивших аттестат за три года, выше среднеобластного значения
2.3. Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников за три года
Для образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы:
1 балл - наличие участников или призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
0,5 балла - наличие участников и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
0 баллов - отсутствие участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Для образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы профильного (углубленного) изучения предметов:
1 балл - наличие призеров олимпиад на региональном этапе, участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников
0,5 балла - наличие призеров муниципального этапа, участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
0 баллов - отсутствие участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Показатель 3
Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 10 баллов
3.1. Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
2 балла - обеспеченность учебниками составляет 100% (бюджетные средства)
0 баллов - обеспеченность учебниками составляет менее 100%
3.2. Соответствие учебно-методических комплексов в образовательном процессе требованиям ФКГОС
2 балла - соответствует
0 баллов - не соответствует
3.3. Использование ИКТ, доступность информационных образовательных электронных ресурсов
2 балла - создана достаточная компьютерная база (оборудован компьютерный класс, во всех учебных кабинетах имеются компьютеры, созданы АРМ-учителя);
существует общешкольная локальная сеть, которая работает под управлением сервера, осуществляется администрирование сети; полный набор периферийного оборудования (принтеры, сканеры, модемы, ксероксы, мультимедийные установки, интерактивные доски, цифровая фотоаппаратура, видеоаппаратура, Web-камеры, документ-камеры, цифровой микроскоп и др.);
создана информационно-коммуникационная среда, ИКТ активно используется во всех областях образовательной и управленческой деятельности;
создана библиотека электронных образовательных ресурсов по всем предметам, включая ссылки на образовательные интернет-ресурсы; учащиеся и учителя участвуют в телекоммуникационных проектах, конкурсах, олимпиадах; существует и функционирует медиацентр, который обеспечивает свободный доступ для всех участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам ОО и интернет-ресурсам; проводится анализ деятельности в области ИКТ, обобщается и распространяется опыт использования ИКТ; курсовую подготовку в области ИКТ прошли не менее 80% педагогических и руководящих работников
1 балл - создана необходимая компьютерная база (оборудован один компьютерный класс, в отдельных учебных кабинетах имеются компьютеры); локальная сеть объединяет несколько компьютеров или отсутствует;
необходимый набор периферийного оборудования (принтер, сканер, модем, мультимедийная установка),
информационные технологии внедряются в учебную деятельность по отдельным предметам школьного курса;
библиотека электронных образовательных ресурсов находится в стадии формирования и требует систематизации и пополнения, отсутствуют ссылки на образовательные интернет-ресурсы; доступ к средствам ИКТ для учащихся и учителей по составленному графику; курсовую подготовку в области ИКТ прошли не менее 50% педагогических и руководящих работников
0 баллов - отсутствует компьютерная техника, отсутствуют условия для использования информационных технологий, отсутствует курсовая подготовка в области ИКТ
3.4. Предоставление услуг в электронном виде
2 балла - предоставляются в полном объеме (электронный дневник, электронный журнал), пользуются не менее 70% участников образовательного процесса
1 балл - предоставляются не в полном объеме (только электронный дневник или только электронный журнал), пользуются не менее 50% участников образовательного процесса
0 баллов - не предоставляются
3.5. Соответствие структуры сайта образовательной организации требованиям законодательства
2 балла - соответствует
1 балл - документы представлены на сайте не в полном объеме
0 баллов - не соответствует
Показатель 4
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 10 баллов
4.1. Доля педагогических работников с высшим и (или) средним профессиональным образованием, отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике
2 балла - данная категория работников составляет 100%
0 баллов - данная категория работников составляет менее 100%
4.2. Доля педагогических работников, прошедших аттестацию за последние пять лет
2 балла - аттестовано 100% педагогов из числа подлежащих аттестации
0 баллов - аттестовано менее 100% педагогов из числа подлежащих аттестации
4.3. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации за последние три года
2 балла - за последние три года 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
0 баллов - за последние три года менее 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
4.4. Соответствие базового образования учителей профилю преподаваемых учебных предметов, курсов
2 балла - 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках
0 баллов - менее 100% учителей ведут учебные предметы в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках
4.5. Укомплектованность педагогическими кадрами
2 балла - на начало учебного года нет вакансий по тарификации
1 балл - на начало учебного года имеется вакансия, но учебные часы перераспределены
0 баллов - имеется вакансия, учебный предмет не ведется
Показатель 5
Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
Максимальное количество баллов по показателю - 2 балла
5.1. Соответствие оборудования учебных кабинетов требованиям ФКГОС
2 балла - соответствует федеральным требованиям и рабочим программам в полном объеме
1,5 балла - соответствует федеральным требованиям и рабочим программам, но используется не в полном объеме
1 балл - соответствует федеральным требованиям и рабочим программам частично
0 баллов - не соответствует

IV. Определение уровня качества подготовки обучающихся


3.1. Определение уровня качества подготовки обучающихся проводится путем тестирования обучающихся по учебным предметам с использованием заданий стандартизированной формы (далее - Задания).
Задания по учебному предмету состоят из спецификации и собственно предметного теста, содержание которого соответствует учебному материалу, изученному в предыдущих классах аккредитуемого уровня обучения, и учебному материалу текущего учебного года на момент аккредитационной экспертизы.
3.2. Тестирование осуществляется:
- на уровне начального общего образования по общеобразовательным программам по математике, русскому языку;
- на уровне основного общего образования по общеобразовательным программам по русскому языку, обществознанию;
- на уровне среднего общего образования по общеобразовательным программам по математике, физике.
3.3. Порядок проведения тестирования.
3.3.1. При наличии нескольких классов в параллели тестирование проводится посредством репрезентативной выборки в каждой параллели классов, формируемой по определенному алгоритму. В остальных случаях тестирование проводится при наличии в день проведения не менее 90% обучающихся от списочного состава класса. Справки, подтверждающие уважительную причину отсутствия обучающихся на тестировании, представляются в Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых "Центр мониторинга качества образования Нижегородской области" (далее - ГБОУ ДОВ ЦМКО) не позднее 10 дней после проведения тестирования.
3.3.2. В один день не допускается проведение тестирования по 2 и более предметам в одном классе.
3.3.3. Эксперт заблаговременно, не позднее чем за 3 дня до тестирования, получает Задания, бланки ответов. В день проведения тестирования доставляет Задания, бланки ответов в образовательную организацию, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза, с соблюдением режима информационной безопасности.
3.3.4. Тестирование проводится экспертом. Состав присутствующих в аудитории определяет руководитель образовательной организации, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза: по 1 человеку из числа учителей, за исключением учителей, преподающих предмет, по которому проводится тестирование, представителей администрации образовательной организации, родительской общественности. На тестировании могут присутствовать представители учредителя (по желанию учредителя).
3.3.5. Эксперт за 30 минут до начала тестирования вскрывает конверты с тестами и проверяет их количество, знакомит учителя, преподающего предмет, по которому проводится тестирование, с содержанием теста. Допускается исключение не более 10% заданий по не пройденным по уважительной причине темам с пропорциональным сокращением времени, отведенного на выполнение теста, с оформлением соответствующего акта. Акт подписывается учителем, руководителем образовательной организации, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза, экспертом в день проведения тестирования и направляется в ГБОУ ДОВ ЦМКО.
За 10 минут до начала тестирования эксперт раздает участникам тестирования бланки ответов, чистые листы со штампом образовательной организации, разъясняет требования к оформлению бланка ответов, листов со штампом образовательной организации, проводит инструктаж выполнения тестовых заданий, раздает Задания, фиксирует начало и окончание тестирования.
3.3.6. Во время проведения тестирования эксперт должен:
- проверить правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках;
- следить за порядком в аудитории, не допускать, чтобы участники тестирования разговаривали между собой, вставали с мест, пересаживались, осуществляли обмен любыми материалами и предметами, пользовались мобильными телефонами, иными средствами связи, электронно-вычислительной техникой, справочными материалами (за исключением дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено спецификацией к тестам. Спецификация размещается на сайте ГБОУ ДОВ ЦМКО за 10 дней до проведения тестирования и включает перечень тем, по которым составлены Задания, перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено в ходе тестирования);
- отвечать на вопросы, связанные с процедурой проведения тестирования.
3.3.7. За 15 минут до окончания тестирования эксперт должен уведомить участников тестирования об окончании тестирования.
По истечении времени, отведенного на проведение тестирования, эксперт объявляет окончание тестирования.
Участники тестирования должны сложить Задания, бланки ответов, черновики на край рабочего стола. Эксперт собирает Задания, бланки ответов, черновики.
После сдачи Задания, бланков ответов, черновиков участники тестирования покидают аудиторию. Участники тестирования, досрочно завершившие выполнение работы, могут сдать ее эксперту и покинуть аудиторию, не дожидаясь завершения окончания тестирования.
Эксперт пересчитывает, упаковывает отдельно в пакеты Задания и бланки ответов в присутствии представителя образовательной организации. На каждом пакете указывается дата проведения тестирования, населенный пункт, полное наименование образовательной организации, наименование общеобразовательного предмета, количество бланков ответов.
Эксперт доставляет Задания и бланки ответов в отдел мониторинга предметных достижений ГБОУ ДОВ ЦМКО в день проведения тестирования.
3.3.8. Рабочие материалы аккредитационной экспертизы (задания, бланки ответов, черновики) образовательной организации не выдаются.
3.4. Обработку бланков ответов участников тестирования, оформление заключения по результатам тестирования осуществляет ГБОУ ДОВ ЦМКО. При этом обработку бланков ответов ГБОУ ДОВ ЦМКО должен завершить не позднее чем через 15 дней после проведения тестирования.





Приложение 1

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
соответствия содержания и качества подготовки обучающихся
федеральным государственным образовательным стандартам
на уровне начального общего образования
____________________________________________________
(заявленный для аккредитационной экспертизы уровень)
В ___________________________________________________
(полное наименование общеобразовательного учреждения)
_____________________________________________________

Экспертиза проводилась в соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от "__" _______ 201__ г. № ____ с "__" _______ 201__ г. по "__" _________ 201__ г.

Результаты экспертизы содержания и качества подготовки
обучающихся и выпускников образовательного
учреждения/организации

Показатель 1
Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС
ВЫВОД:
Показатель 2
Результаты освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования
ВЫВОД:
Показатель 3
Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:
Показатель 4
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:
Показатель 5
Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:

ВЫВОД ПО АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:
__________________________________________________________
Состав экспертной группы:
__________________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ: __________________________

"___" ___________ 201__ год





Приложение 2

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
соответствия содержания и качества подготовки обучающихся
федеральным государственным образовательным стандартам
на уровне основного общего образования
____________________________________________________
(заявленный для аккредитационной экспертизы уровень)
В ___________________________________________________
(полное наименование общеобразовательного учреждения)
_____________________________________________________

Экспертиза проводилась в соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от "__" _______ 201__ г. № _____ с "__" _______ 201__ г. по "__" _________ 201__ г.

Результаты экспертизы содержания и качества подготовки
обучающихся и выпускников образовательного
учреждения/организации

Показатель 1
Соответствие содержания основной образовательной программы основного общего образования требованиям ФГОС (ФКГОС)
ВЫВОД:
Показатель 2
Результаты образовательной деятельности на уровне основного общего образования
ВЫВОД:
Показатель 3
Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:
Показатель 4
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:
Показатель 5
Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:

ВЫВОД ПО АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:
__________________________________________________________
Состав экспертной группы:
__________________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ: __________________________

"___" ___________ 201__ год





Приложение 3

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
соответствия содержания и качества подготовки обучающихся
федеральным государственным образовательным стандартам
на уровне среднего общего образования
____________________________________________________
(заявленный для аккредитационной экспертизы уровень)
В ___________________________________________________
(полное наименование общеобразовательного учреждения)
_____________________________________________________

Экспертиза проводилась в соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от "__" _______ 201__ г. № _____ с "__" _______ 201__ г. по "__" _________ 201__ г.

Результаты экспертизы содержания и качества подготовки
обучающихся и выпускников образовательного
учреждения/организации

Показатель 1
Соответствие содержания основной образовательной программы среднего общего образования требованиям ФКГОС
ВЫВОД:
Показатель 2
Результаты образовательной деятельности на уровне среднего общего образования
ВЫВОД:
Показатель 3
Оценка учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:
Показатель 4
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:
Показатель 5
Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса
ВЫВОД:

ВЫВОД ПО АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:
__________________________________________________________
Состав экспертной группы:
__________________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ: __________________________

"___" ___________ 201__ год





Приложение 4

ОТЧЕТ ЭКСПЕРТА
по результатам аккредитационной экспертизы образовательной
деятельности общеобразовательной организации

Полное наименование ОО:

Место нахождения ОО:

УРОВЕНЬ: начальное общее образование

1. Соответствие содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС
1.1. Соответствие структуры основной образовательной программы (ООП) начального общего образования требованиям ФГОС НОО
1.2. Соответствие заявленных для государственной аккредитации общеобразовательных (учебных) программ лицензии на право ведения образовательной деятельности
1.3. Соответствие действующего учебного плана ОО основной образовательной программе начального общего образования образовательной организации и ФБУП (для 4 класса)
1.4. Соответствие максимального объема аудиторной учебной нагрузки требованиям СанПиН
1.5. Соответствие количества часов, отведенных на изучение каждого учебного предмета, учебным программам
1.6. Соответствие организации внеурочной деятельности ФГОС НОО
1.7. Содержание программ, курсов внеурочной деятельности, их соответствие направлениям развития личности
балл

2. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
2.1. Уровень базовой подготовки обучающихся 4-х классов
2.2. Результаты освоения ООП: личностные, метапредметные, предметные (1 - 4 классы)
2.3. Результаты реализации программ, курсов внеурочной деятельности (мониторинг воспитательной деятельности)
балл

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

3.2. Соответствие учебно-методических комплексов в образовательном процессе ООП
балл

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5.1. Соответствие оборудования учебных кабинетов требованиям ФГОС
балл


ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ____________________________________________________________
Эксперт _________________ _______________________
(подпись) (ФИО)
"___" ____________ 20__ г.

Ознакомлен. Директор ОО _________________ ______________________
(подпись) (ФИО)
"___" ____________ 20__ г.


------------------------------------------------------------------