Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Нижегородского областного суда от 04.09.2015 по делу N 3-207/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" и пункта 2 утвержденного им Положения>



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. по делу № 3-207/2015

Нижегородский областной суд
в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е.,
при секретаре судебного заседания Ю.Т.М.
с участием прокурора Усова М.С.
представителя Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области Ш.В.И.,
представителя Правительства Нижегородской области Р.О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области в лице Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области
о признании недействующими в части пункта 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" и пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213,

установил:

Муниципальное образование город Кстово Кстовского района Нижегородской области в лице Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области обратилось в суд с заявлением о признании недействующими в части пункта 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" (далее - Постановление Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213) и пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного указанным Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 (далее - Положение).
Пунктом 5 указанного Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 органам местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области рекомендовано определить уполномоченный орган на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района Нижегородской области, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 2 Положения установлено, что объекты размещаются на основании решения уполномоченного органа, которым в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, - орган местного самоуправления муниципального района Нижегородской области, на территории которого находятся соответствующие земли или земельные участки, и договора о размещении объекта.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (пункт 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"). Правила землепользования и застройки городского поселения Город Кстово утверждены решением Городской Думы г. Кстово от 29.12.2009 г. № 188. Таким образом, на основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" с 01 марта 2015 года уполномоченным органом по распоряжению не разграниченными земельными участками на территории города Кстово является муниципальное образование городское поселение город Кстово.

Заявитель считает, что названные пункты Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 и Положения противоречат абзацу второму пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявитель просил суд:
- признать недействующим с момента принятия пункт 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 г. № 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" в той части, в которой органам местного самоуправления муниципальных районов в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, рекомендовано определить уполномоченный орган на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района Нижегородской области, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, как противоречащее абзацу второму пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- признать недействующим пункт 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 г. № 213 в той части, в которой уполномоченным органом на выдачу разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов определен орган местного самоуправления муниципального района, в которой уполномоченным органом на выдачу разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, без предоставления земельных участков и установления сервитутов определен орган местного самоуправления муниципального района при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, на территории которого находятся соответствующие земли или земельные участки.
Правительство Нижегородской области направило в суд отзыв (т. 2 л. д. 1 - 3), в котором просило в удовлетворении заявленных требований отказать. Указало, что ст. 39.33, ст. 39.36 Земельного кодекса РФ установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута. Размещение объектов, виды которых устанавливается Правительством РФ, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ. В соответствии с указанной нормой Правительством Нижегородской области принято оспариваемое постановление, которым не урегулированы вопросы предоставления и распоряжения земельными участками, в связи с чем ссылка заявителя на то, что Постановление Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 в оспариваемой части противоречит Федеральному закону № 137-ФЗ, устанавливающему компетенцию органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, является необоснованной.
Законодательством не предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также уполномочены на размещение отдельных видов объектов.
Правительство Нижегородской области полагает, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок и условия размещения объектов, в том числе и определить органы, уполномоченные на совершение необходимых действий, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Нижегородской области в полном соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель заявителя Ш.В.И., действующая на основании доверенности (т. 1 л. д. 44), доводы заявления поддержала.
В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области Р.О.В., действующая на основании доверенности (т. 1 л. д. 45), против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокурор Усов М.С. в судебном заседании дал заключение, в котором не согласился с доводами заявителя, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы заявления, отзыва Правительства Нижегородской области, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
В силу ст. 26 ГПК РФ областные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 253 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
к) земельное законодательство.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Пунктами 1, 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Правительством Нижегородской области в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление от 15.04.2015 № 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" (т. 1 л. д. 228-238), которое является нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Нижегородской области - Правительства Нижегородской области, опубликовано 28.04.2015 в периодическом печатном издании Нижегородской области - в газете "Нижегородские новости" № 48(5611) (т. 1 л. д. 32, т. 2 л. д. 8).
В соответствии с пунктом 6 оспариваемого Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Пунктом 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области определить уполномоченный орган на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района или городского округа Нижегородской области, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, данное Положение разработано в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и применяется для размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - объект), на территории Нижегородской области.
Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа, которым в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и Российской Федерации, является министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, а в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, - орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области, на территории которого находятся соответствующие земли или земельные участки (далее - уполномоченный орган), и договора о размещении объекта. Размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Нижегородской области.
Таким образом, в пункте 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, установлено, что уполномоченным органом для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, является орган местного самоуправления муниципального района Нижегородской области, на территории которого находятся соответствующие земли или земельные участки.
Оспаривая данные нормативно-правовые нормы, заявитель, указал, что решением городской Думы города Кстово Кстовского района Нижегородской области от 29.12.2009 № 188 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения "город Кстово" (т. 1 л. д. 48 - 84).
Заявитель полагает, что в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" муниципальное образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области является уполномоченным органом по распоряжению муниципальными земельными участками и неразграниченными земельными участками на территории города Кстово, поэтому пункт 5 Постановления и пункт 2 Положения в той части, в которой муниципальный район в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, определен в качестве уполномоченного органа по выдаче разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а также на заключение договоров на размещение таких объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, противоречит статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд не может согласиться с данными доводами заявителя в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации":
2. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
3. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены статьями 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В том числе в пункте 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктами 1, 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, органами местного самоуправления поселения осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселения, а также с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Органами местного самоуправления муниципального района осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности района, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, до даты утверждения правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации в главе V.6 регулирует использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Статья 39.33 предусматривает случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В пункте 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В отношении же объектов, которые указаны в подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, кодексом не предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения этих объектов осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Порядок размещения объектов, перечисленных в подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации), предусмотрен статьей статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации - Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 в соответствии с пунктом 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 отнесены различные линейные объекты, элементы благоустройства территории, геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки, иные объекты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство - защитные сооружения, предназначенные для обеспечения пользования недрами, проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения, пруды-испарители, отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи.
В пунктах 1 и 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок размещения, установки и эксплуатации нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключение из общего правила об управлении и распоряжении органами местного самоуправления поселения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселения, а также о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения, и определено, что порядок и условия размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (размещение иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации) осуществляется в ином порядке, чем определено в отношении других объектов (не на основании разрешений уполномоченного органа), а именно - в порядке и на условиях размещения указанных объектов, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом разрешение на использование земель или земельных участков, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в силу прямого указания пункта 2 статьи 39.33, в данном случае не выдается.
Таким образом, пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации о размещении объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, предоставляет субъекту Российской Федерации полномочия по нормативному регулированию правоотношений в связи с размещением таких объектов на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Пункт 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, к правоотношениям, указанным в пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяется, так как распространяет свое действие только при размещении объектов, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат каких-либо ограничений по установлению правил размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, в том числе не содержат ограничений по определению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, уполномоченных на принятие решений об их размещении.
Земельный кодекс Российской Федерации различает распоряжение, управление земельными участками и использование земельного участка без его предоставления и без установления сервитута.
Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также уполномоченный на распоряжение муниципальными земельными участками, в силу одного только этого уполномочен и на размещение видов объектов, утвержденных Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суд отклоняет доводы заявителя, так как пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено исключение из общего правила об управлении и распоряжении органами местного самоуправления поселения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселения, а также о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения, а именно указано, что порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, - устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Оспариваемым Положением, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, утвержден именно порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд учитывает, что как пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, так и пункт 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, устанавливают только порядок и условия размещения указанных объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Вопросы предоставления и распоряжения земельными участками Постановление Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 не регулирует, в связи с чем являются необоснованными доводы заявителя, что данное постановление в оспариваемой части противоречит ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающему компетенцию органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспаривая пункт 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 и пункт 2 Положения, утвержденного данным Постановлением, заявитель также указывает, что по смыслу пунктов 1, 5 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 № 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" полномочия по выдаче разрешений объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута на территории города Кстово относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения город Кстово.
Также заявитель указывает, что полномочие по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу части 1 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ должно рассматриваться как делегированное государственное полномочие; согласно статье 10.1 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, которая устанавливает, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться только Законами субъекта Российской Федерации, а в данном случае полномочия перераспределены Постановлением Правительства Нижегородской области.
На основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Суд считает ссылки заявителя на статьи 10.1, 17, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 23.12.2014 № 197-З необоснованными, так как Закон Нижегородской области от 23.12.2014 № 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (т. 1 л. д. 223 - 227) устанавливает, какие отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области осуществляет в порядке перераспределения Правительство Нижегородской области. При этом данный Закон Нижегородской области от 23.12.2014 № 197-З не определяет порядок и условия размещения объектов, вид которых утвержден Правительством Российской Федерации, и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, без указания на вид правового акта, то таковым актом, соответственно, может быть не только закон Нижегородской области, но и постановление Правительства Нижегородской области. Таким образом, Правительством Нижегородской области порядок и условия размещения указанных объектов правомерно приняты в виде постановления.
Доводы заявителя, что Правительство Нижегородской области, принимая оспариваемые пункты, вышло за пределы своих полномочий, поскольку пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет субъекту РФ право определить лишь порядок и условия размещения указанных объектов, а не определить уполномоченный орган на принятие решения на выдачу разрешения размещения таких объектов, суд находит несостоятельными, поскольку установление порядка размещения объектов предусматривает, в том числе, и определение органов, уполномоченных выдавать разрешения на такое размещение заинтересованным лицам. Соответственно Правительство Нижегородской области было вправе определить в качестве уполномоченных органов органы местного самоуправления уровня муниципальных районов и городских округов, а не уровня поселений.
Кроме того, на основании ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Вместе с тем, оспариваемыми пунктами Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 компетенция, иные права или законные интересы Муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области и Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области не нарушены.
В отношении оспариваемого заявителем пункта 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области определить уполномоченный орган на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района или городского округа Нижегородской области, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, кроме ранее приведенных оснований для отказа в признании недействующим, суд также приходит к выводу, что поскольку в пункте 5 постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 содержатся рекомендации, то сам по себе данный пункт не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Соответственно не имеется оснований для признания недействующим данного пункта постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213.
Доводы заявителя, что администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 принято постановление от 08.06.2015 года № 1153, которым определен уполномоченный орган по заключению договоров на размещение объектов, отнесенных к видам объектов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300, которое вступило в законную силу со дня его опубликования в Кстовской районной газете "Маяк" 11 июня 2015 года (т. 2 л. д. 7), суд отклоняет, так как принятие такого постановления не свидетельствует о нормативном характере пункта 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213.
Принимая во внимание, что оспариваемое Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Нижегородской области, не противоречит действующему федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает компетенцию, иные права или законные интересы Муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области и Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении требований Муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области в лице Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области о признании недействующими в части пункта 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" и пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, отказать в полном объеме.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда
А.Е.БУШМИНА


------------------------------------------------------------------