Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Нижегородского областного суда от 25.06.2015 по делу N 3-115/2015 <О признании недействующим пункта 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу № 3-115/2015

Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания О.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - ФИО1,
представителя Публичного акционерного общества "КЗ" по доверенности - ФИО2,
представителя Правительства Нижегородской области по доверенности - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Публичного акционерного общества "КЗ" о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в части,

установил:

Правительством Нижегородской области принято постановление от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863), в соответствии с п. 8 которого оно вступает в силу с 01 января 2015 года.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 опубликовано в газете "Нижегородские новости" от 25 декабря 2014 года № 229 (5562) - в приложении "Правовая среда" от 25 декабря 2014 года № 130 (1840).
Публичное акционерное общество "КЗ" (ПАО "КЗ") обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в части, в котором, с учетом изменения (дополнения) в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленных требований, просит:
признать недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" с 01 января 2015 года в части пункта 8 постановления "о вступлении постановления в силу с 01 января 2015 года";
признать действующим и подлежащим применению постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" с 01 января 2016 года;
признать недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" для целей налогообложения по земельному налогу в части пункта 8 постановления "о вступлении постановления в силу с 01 января 2015 года".
В обоснование требований, указанных в заявлении и дополнении к нему, ПАО "КЗ" сослалось на ст. ст. 1, 2, 6, 8, 17, 18, 19, 34, 35, 55, 57, 71, 75 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 15, 387, 389, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 24.17, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в Постановлениях от 08 октября 1997 года № 13-П, от 30 января 2001 года № 2-П, от 19 июня 2003 года № 11-П, от 02 июля 2013 года № 17-П, в Определениях от 08 апреля 2003 года № 159-О, от 03 февраля 2010 года № 165-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1571-О-О и указало на то, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права общества как плательщика земельного налога, поскольку в связи с его принятием размер земельного налога по принадлежащему обществу на праве собственности земельному участку с кадастровым номером <...>, расположенному по адресу ФИО4 <адрес>, увеличился в 2,2 раза, что в связи с официальным опубликованием оспариваемого нормативного правового акта 25 декабря 2014 года для целей налогообложения по земельному налогу он должен действовать и применяться с 01 января 2016 года, а для других целей - с установленной им даты.
В возражениях на заявление ПАО "КЗ" Правительство Нижегородской области просило в его удовлетворении отказать по мотивам того, что в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) общество не указало, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт или его часть, что оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области принято в соответствии с компетенцией и в полном соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а именно, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 38, 51 Устава Нижегородской области, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215, что мнение заявителя о противоречии оспариваемого пункта постановления Правительства Нижегородской области позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02 июля 2013 года № 17-П, основано на ошибочном толковании выявленного судом конституционно-правового смысла положений Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем идет речь о порядке применения акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего результаты кадастровой оценки, а непосредственно его принятие и установление даты начала действия не противоречит нормам федерального законодательства и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что права заявителя, нарушенные несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, что отмена постановления Правительства Нижегородской области в оспариваемой части не повлечет внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, поскольку в настоящее время эти сведения уже установлены, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть изменены только при наличии решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, принятого в отношении конкретного земельного участка на основании отчета об установлении его рыночной стоимости.
В дополнении к возражениям на заявление ПАО "КЗ" Правительство Нижегородской области сослалось на положения ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 253 ГПК РФ, ст. 51 Устава Нижегородской области, ст. 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", ст. 10 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области" и указало на то, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовой акт, утверждающий результаты кадастровой оценки, не является актом, непосредственно относящимся к законодательству о налогах и сборах, что текст оспариваемого акта содержит две даты - дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (01 ноября 2013 года), и дату вступления в силу непосредственно самого постановления Правительства Нижегородской области (01 января 2015 года), что постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 не содержит нормативных положений, регулирующих налоговые отношения, в связи с чем рассмотрение вопроса о применении ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации возможно только в отношении порождаемых актами юридических последствий, но никак не в отношении самого акта, тем более при отсутствии в нем отдельного указания на применение в целях налогообложения.
В судебном заседании представитель ПАО "КЗ" по доверенности - ФИО2 доводы заявления и дополнения к нему поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области ФИО3 просила в удовлетворении заявленных ПАО "КЗ" требований отказать по доводам, изложенным в возражениях и дополнении к ним.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО1, полагавшего необходимым заявление ПАО "КЗ" удовлетворить в части требований о признании п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 недействующим в той мере, в какой он применяется для целей налогообложения на 2015 год, обсудив доводы заявления и дополнения к нему ПАО "КЗ", возражений и дополнений к ним Правительства Нижегородской области, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. "в", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе, принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области обеспечивает на территории области исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области.
Как установлено ч. 2 ст. 51 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области издает постановления и распоряжения.
В силу положений ч. 2 ст. 10 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области" нормативные правовые акты Правительства области принимаются в пределах его компетенции в форме постановлений.
Частью 1 статьи 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" установлено, что акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Постановления Правительства принимаются в порядке, установленном Регламентом. Постановления Правительства имеют общеобязательный характер. Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу. Постановления Правительства по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней со дня их официального опубликования. Датой официального опубликования постановлений Правительства считается первая публикация его текста в газете "Нижегородские новости" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Согласно п. 41 ст. 11 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" к полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере бюджетной, финансовой и налоговой политики относится утверждение в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок, признаны утратившими силу отдельные постановления Правительства Нижегородской области, в том числе, постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области".
Пунктом 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2015 года.
Текст постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 без приложений опубликован в газете "Нижегородские новости" от 25 декабря 2014 года № 229 (5562) - в приложении "Правовая среда" от 25 декабря 2014 года № 130 (1840).
Кроме того, согласно информации государственно-правового департамента Нижегородской области от 10 июня 2015 года № постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 с приложениями было размещено на официальном сайте Правительства Нижегородской области (www.government-nnov.ru, раздел "Законодательство") 12 декабря 2014 года. Также 12 декабря 2014 года постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 было направлено в информационные правовые системы "КП", "Г", "К" и в ГУ Минюста России по Нижегородской области.
Частью 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По делу установлено, что ПАО "КЗ" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для административно-производственной деятельности, общей площадью 550740 кв. м, расположенный по адресу ФИО4 <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30 апреля 2014 года по делу № А43-27620/2013 постановлено установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 550740 кв. м, расположенного по адресу ФИО4 <адрес>, равной рыночной стоимости в размере № рублей. Указанное решение вынесено Арбитражным судом Нижегородской области в период действия постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла <...> рублей.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 (строка <...> приложения № 1) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.
При этом, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <...> от 01 июня 2015 года № К-В(ГКУ)/15-421185, данные о кадастровой стоимости земельного участка в размере <...> рублей в настоящее время внесены в государственный кадастр недвижимости.
С учетом вышеназванных обстоятельств и требований ч. 1 ст. 251 ГПК РФ ПАО "КЗ" вправе обратиться в суд с настоящим заявлением, поскольку постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 затрагиваются права и свободы заявителя как собственника земельного участка с кадастровым номером <...> и как плательщика земельного налога по указанному объекту налогообложения.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Анализируя полномочия Правительства Нижегородской области по изданию оспариваемого постановления от 10 декабря 2014 года № 863, являющегося нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что, учитывая приведенные выше нормы Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", он принят правомочным органом в пределах его компетенции.
Оценивая соблюдение формы, в которой принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Нижегородской области - постановление, суд находит, что она соответствует требованиям Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области".
Проверяя правила введения постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в действие, в том числе правила его опубликования, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами. Если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу (в частности, в отношении актов налогового, таможенного законодательства), следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта. Например, порядок вступления в силу нормативного правового акта, принятого законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, вводящего налог, необходимо признавать нарушенным, если такой акт вступил в силу ранее 1 января года, следующего за годом принятия акта, и ранее одного месяца со дня его официального опубликования, поскольку в данном случае не были соблюдены специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах, установленные абзацем третьим пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02 июля 2013 года № 17-П.
Из приведенных законоположений в их конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации, следует вывод о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, которое официально опубликовано 25 декабря 2014 года, не могут порождать правовых последствий для ПАО "КЗ" как плательщика земельного налога по указанному объекту налогообложения в налоговом периоде 2015 года и применяться для целей определения по нему налоговой базы по земельному налогу за 2015 год.
Вместе с тем, оспариваемым ПАО "КЗ" п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 предусмотрено, что оно вступает в силу с 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, предусматривающий дату вступления постановления в силу с 01 января 2015 года, в той мере, в какой он допускает применение постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельному участку с кадастровым номером <...>, принадлежащему налогоплательщику ПАО "КЗ", противоречит правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежит признанию по заявлению ПАО КЗ" в указанной части недействующим.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении заявления ПАО "КЗ" в этой части доводы возражений и дополнений к ним Правительства Нижегородской области.
Довод о том, что ПАО "КЗ" не указало, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт или его часть, опровергается материалами дела, из которых следует, что заявителем было указано, а судом в ходе рассмотрения дела установлено, что в данном случае Правительством Нижегородской области применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> не были соблюдены специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах, установленные ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
По этим же основаниям подлежат отклонению как необоснованные доводы о том, что оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области принято в соответствии с компетенцией и в полном соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а именно, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 38, 51 Устава Нижегородской области, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215, поскольку вышеуказанных выводов суда они не опровергают.
Суд отклоняет как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права доводы возражений Правительства Нижегородской области об ошибочности позиции заявителя со ссылкой на то, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года № 17-П речь идет о порядке применения акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего результаты кадастровой оценки, а непосредственно его принятие и установление даты начала действия не противоречит нормам федерального законодательства и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а равно доводы дополнений к возражениям Правительства Нижегородской области со ссылкой на положения ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 253 ГПК РФ, ст. 51 Устава Нижегородской области, ст. 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", ст. 10 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области" о том, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовой акт, утверждающий результаты кадастровой оценки, не является актом, непосредственно относящимся к законодательству о налогах и сборах, что текст оспариваемого акта содержит две даты - дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (01 ноября 2013 года), и дату вступления в силу непосредственно самого постановления Правительства Нижегородской области (01 января 2015 года), что постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 не содержит нормативных положений, регулирующих налоговые отношения, в связи с чем рассмотрение вопроса о применении ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации возможно только в отношении порождаемых актами юридических последствий, но никак не в отношении самого акта, тем более при отсутствии в нем отдельного указания на применение в целях налогообложения.
Указанные доводы Правительства Нижегородской области не учитывают выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в приведенном выше Постановлении конституционно-правового смысла п. 1 ст. 5 и ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования, а также противоречат разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Доводы о том, что права ПАО "КЗ", нарушенные несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, что отмена постановления Правительства Нижегородской области в оспариваемой части не повлечет внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, поскольку в настоящее время эти сведения уже установлены, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть изменены только при наличии решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, принятого в отношении конкретного земельного участка на основании отчета об установлении его рыночной стоимости, не могут быть признаны состоятельными, поскольку заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, притом что применительно к обстоятельствам настоящего дела избранный им способ защиты соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, обеспечивает восстановление нарушенных прав, то есть является надлежащим.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований ПАО "КЗ" о признании недействующим и не подлежащим применению п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 с 01 января 2015 года в части применения постановления в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <...> для целей, не связанных с налогообложением на 2015 год, поскольку в этой части постановление действует во времени в общем порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", который Правительством Нижегородской области соблюден.
Также не могут быть удовлетворены требования ПАО "КЗ" о признании недействующим и не подлежащим применению п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 с 01 января 2015 года в части применения постановления (как для целей налогообложения на 2015 год, так и для иных целей) в отношении перечисленных в постановлении земельных участков, которые ПАО "КЗ" не принадлежат, поскольку в данной части права и свободы заявителя оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются.
Суд отказывает в удовлетворении требований ПАО "КЗ" о признании действующим и подлежащим применению постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 с 01 января 2016 года, поскольку они направлены на изменение содержания п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, что относится к компетенции Правительства Нижегородской области, а не суда.
На основании п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд, установив нарушение правил введения постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в действие, не исследует другие обстоятельства по делу, в том числе содержание постановления, тем более что вопрос об этом ПАО "КЗ" в заявлении не ставится.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Частично удовлетворяя заявление ПАО "КЗ", суд полагает, что п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в той мере, в какой он допускает применение постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельному участку с кадастровым номером <...>, принадлежащему на праве собственности заявителю, подлежит признанию недействующим со дня его принятия, поскольку требования, предъявляемые Налоговым кодексом Российской Федерации к порядку действия во времени актов законодательства о налогах, с учетом которых постановление подлежало вступлению в силу в части, касающейся налоговых правоотношений, Правительством Нижегородской области нарушены, в том числе, и исходя из даты принятия постановления - 10 декабря 2014 года.
В силу требований ч. 3 ст. 253 ГПК РФ настоящее решение или сообщение о нем после вступления его в законную силу подлежат опубликованию в печатном издании, в котором было официально опубликовано постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, - в газете "Нижегородские новости".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, Нижегородский областной суд

решил:

Заявление Публичного акционерного общества "КЗ" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия пункт 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" в той мере, в какой он допускает применение указанного постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу ФИО4 <адрес>, принадлежащему на праве собственности Публичному акционерному обществу "КЗ".
В удовлетворении заявления Публичного акционерного общества "КЗ" в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда
М.С.СОРОКИН


------------------------------------------------------------------