Типы документов

Реклама

Партнеры


Приказ минобразования Нижегородской области от 01.06.2015 N 2161 "Об утверждении процедуры проведения и максимальных баллов конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области"



Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 23 июня 2015 года № 07079-316-2161
------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 1 июня 2015 г. № 2161

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ И МАКСИМАЛЬНЫХ БАЛЛОВ
КОНКУРСА НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ЛУЧШИМИ
УЧИТЕЛЯМИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1517 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2015 года № 362 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями", постановления Правительства Нижегородской области от 16 июля 2009 года № 498 "О выплате денежного вознаграждения учителям Нижегородской области, принявшим участие в конкурсном отборе на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области, но не попавшим в список победителей, за счет средств областного бюджета" и решения региональной конкурсной комиссии по проведению конкурса лучших учителей от 28 мая 2015 года № 1 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую процедуру проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области.
2. Утвердить прилагаемые максимальные баллы по каждому из критериев конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области.
3. Признать утратившим силу:
- приказ министерства образования Нижегородской области от 4 апреля 2014 года № 812 "Об утверждении процедуры проведения, показателей и максимальных баллов конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
С.В.НАУМОВ





Утверждена
приказом министерства образования
Нижегородской области
от 01.06.2015 № 2161

ПРОЦЕДУРА
ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ
ЛУЧШИМИ УЧИТЕЛЯМИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1.1. Настоящая процедура проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области (далее - процедура) определяет порядок проведения и критерии конкурса лучших учителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - конкурс), на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание (далее - денежное поощрение), за счет средств федерального и областного бюджетов.
1.2. Порядок выплаты денежного поощрения, размер средств федерального и областного бюджетов, направляемых на выплату, а также количество лучших учителей, которым выплачивается денежное поощрение, определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
1.3. Денежное поощрение за счет средств федерального и областного бюджетов ежегодно выплачивается ко Дню учителя.
1.4. Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области осуществляет региональная конкурсная комиссия по проведению конкурса лучших учителей Нижегородской области (далее - конкурсная комиссия). Состав и положение о конкурсной комиссии утверждаются приказом министерства образования Нижегородской области.
1.5. Основными принципами проведения конкурса являются гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей образовательных организаций.
1.6. Процедура проведения конкурса и максимальный балл по каждому из критериев конкурса (до 10) устанавливаются конкурсной комиссией и утверждаются приказом министерства образования Нижегородской области, доводятся до сведения общественности путем размещения информации на официальных сайтах министерства образования Нижегородской области и государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1.7. Для организационно-технического сопровождения конкурса министерством образования Нижегородской области определяется организация-оператор во главе с руководителем.
1.8. Сроки проведения конкурса устанавливаются Сетевым графиком по реализации конкурсных отборов в сфере образования, ежегодно утверждаемым приказом министерства образования Нижегородской области.
1.9. В целях эффективного проведения конкурса используется программа автоматизированной обработки информации о профессиональных достижениях учителя, сформированной в соответствии с критериями конкурса за три предшествующих конкурсу учебных года (учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа) (далее - отчетный период), представленной учителями - претендентами на участие в конкурсе в форме таблицы Excel, по количественным и качественным показателям критериев конкурса.

II. Критерии конкурса

2.1. Участниками конкурса могут быть:
- учителя, имеющие стаж педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых является образовательная организация.
Лица, осуществляющие в указанных образовательных организациях только административные или организационные функции, права на участие в конкурсе не имеют.
2.2. Критериями конкурса являются:
- наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе;
- высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;
- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;
- создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;
- обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;
- создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением);
- непрерывность профессионального развития учителя.

III. Процедура проведения конкурса

3.1. Выдвижение учителей и иных работников, указанных в пункте 2.1 настоящей процедуры, на получение денежного поощрения проводится с их согласия коллегиальным органом управления, предусмотренным уставом образовательной организации (далее - заявитель).
Конкурс проводится в несколько этапов:
3.2. Первый этап. Прием и регистрация конкурсной документации и техническая экспертиза документов, представленных учителями - претендентами на участие в конкурсе.
3.2.1. Прием конкурсной документации и техническая экспертиза документов на соответствие требованиям Процедуры организацией-оператором конкурсной комиссии в присутствии учителя-претендента на участие в конкурсе. По результатам приема конкурсной документации организацией-оператором оформляется заключение.
3.2.2. Регистрация конкурсной документации конкурсной комиссией осуществляется на основании следующего перечня документов:
- копии решения (выписки из решения) коллегиального органа управления образовательной организации о выдвижении учителя;
- копии документа о соответствующем уровне профессионального образования, заверенной руководителем образовательной организации;
- копии трудовой книжки, заверенной руководителем образовательной организации;
- информации о профессиональных достижениях учителя, заверенной руководителем образовательной организации и сформированной в соответствии с критериями конкурса, указанными в пункте 2.2 настоящей Процедуры (на электронном носителе в форме таблицы Excel и бумажном носителе);
- информации о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности в виде копии протокола заседания сообщества, заверенной руководителем образовательной организации;
- заявления о согласии на обработку персональных данных и на использование конкурсных материалов и распространение инновационного опыта (приложение 1).
Пакету документов, представленных на конкурс, присваивается номер, который фиксируется в регистрационном листе (приложение 2).
3.2.3. Информация о деятельности учителя (в форме таблицы Excel) заносится в программу автоматизированной обработки, после чего исходя из заявленных в таблице данных учителями - претендентами на участие в конкурсе, в соответствии с максимальными баллами по каждому из критериев конкурса, программой рассчитывается первичный рейтинговый балл.
3.3. Второй этап. Допуск учителя к участию в конкурсе.
3.3.1. По итогам рассмотрения конкурсной документации конкурсной комиссией принимается решение:
- о допуске учителя к участию в конкурсе;
- об отказе в допуске учителя к участию в конкурсе.
3.3.2. Учитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:
- несоответствия учителя, подавшего конкурсную документацию, требованиям, указанным в разделе II настоящей Процедуры;
- непредставления определенных в разделе 3.2.2 настоящей Процедуры документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об учителе.
3.3.3. Отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям не допускается.
3.3.4. Информация о допущенных участниках конкурса доводится конкурсной комиссией до сведения общественности путем размещения информации на официальных сайтах министерства образования Нижегородской области и государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.3.5. В случае если факт недостоверности конкурсной документации обнаружен после допуска к участию в конкурсе, но до издания приказа о победителях конкурса, конкурсная комиссия принимает решение о снятии учителя с конкурса.
3.4. Третий этап. Организация экспертизы конкурсных материалов.
3.4.1. Экспертиза конкурсных материалов проводится членами конкурсной комиссии, в состав которой входят:
- руководители образовательных организаций в количестве не более одной четвертой от общего числа членов конкурсной комиссии;
- представители профессиональных объединений работодателей в количестве не более одной четвертой от общего числа членов конкурсной комиссии;
- представители общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, в количестве не более одной четвертой от общего числа членов конкурсной комиссии;
- родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций Нижегородской области в количестве не более одной четвертой от общего числа членов конкурсной комиссии.
3.4.2. В случае выявления факта проявления личной заинтересованности члена конкурсной комиссии в результатах конкурса, а также проявления его влияния на результаты конкурса член конкурсной комиссии исключается из ее состава.
3.4.3. Результаты экспертизы конкурсных документов и внесение изменений в конкурсные материалы оформляются протоколом конкурсной комиссии.
3.4.4. В случае если по результатам проведенной экспертизы число отобранных учителей окажется больше установленного количества денежных поощрений, проводится дополнительная экспертиза деятельности учителей, набравших одинаковое количество баллов. Процедура проведения дополнительной экспертизы устанавливается конкурсной комиссией.
3.5. Четвертый этап. Формирование предварительного рейтинга участников конкурса.
3.5.1. Программой автоматизированной обработки, с учетом протоколов конкурсной комиссии, формируется предварительный рейтинг участников конкурса, который доводится до сведения общественности путем размещения информации на официальных сайтах министерства образования Нижегородской области и государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6. Пятый этап. Выезды на место для экспертизы представленных на конкурс материалов. Формирование итогового рейтинга.
3.6.1. На основании предварительного рейтинга представители организации-оператора, конкурсной комиссии и министерства образования Нижегородской области осуществляют выезды в организации, где работает участник конкурса:
- 1 - 19 места в предварительном рейтинге (число мест определяется в соответствии с количеством лучших учителей, которым выплачивается денежное поощрение, определенное соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации);
- 19 - 93 места в предварительном рейтинге - методом случайной выборки (число мест определяется в соответствии с количеством лучших учителей, которым выплачивается денежное поощрение, определенное соответствующим нормативным правовым актом Нижегородской области).
По результатам выезда составляется протокол. В случае если по результатам выезда баллы этих участников уменьшаются, дополнительно осуществляются выезды к следующим по предварительному рейтингу участникам.
3.6.2. С учетом протоколов выездов программой автоматизированной обработки формируется итоговый рейтинг участников конкурса, который доводится конкурсной комиссией до сведения общественности путем размещения информации на официальных сайтах министерства образования Нижегородской области и государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6.3. После опубликования итогового рейтинга участник конкурса вправе подать апелляционное заявление. Процедура рассмотрения апелляций определяется порядком, утвержденным приказом министерства образования Нижегородской области. Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение апелляционных заявлений в сроки, установленные Сетевым графиком по реализации конкурсных отборов в сфере образования.
3.7. Шестой этап. Формирование списка победителей. Награждение участников конкурса.
3.7.1. Конкурсная комиссия на основании итогового рейтинга формирует и направляет на рассмотрение министерства образования Нижегородской области:
- список учителей - победителей конкурса в соответствии с объемом субсидий из федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации на соответствующий год;
- список учителей, участвовавших в соответствии с данным порядком в конкурсе, но не попавших в список победителей - получателей денежного поощрения за счет средств федерального бюджета, в соответствии с объемом субсидий, утвержденных Законом Нижегородской области "Об областном бюджете" на соответствующий год (далее - учителя - получатели денежного вознаграждения за счет средств областного бюджета).
3.7.2. Список учителей - победителей конкурса, установленный конкурсной комиссией и одобренный министерством образования Нижегородской области, направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 10 июня текущего года.
3.7.3. Список учителей - получателей денежного поощрения за счет средств областного бюджета, установленный конкурсной комиссией, утверждается приказом министерства образования Нижегородской области.
3.7.4. В случае если факт недостоверности конкурсной документации обнаружен после издания приказов:
- об учителях - победителях конкурса, конкурсной комиссией принимается решение о ходатайстве в Министерство образования и науки Российской Федерации об исключении данного учителя из списка победителей;
- об учителях - получателях денежного поощрения за счет средств областного бюджета, конкурсной комиссией принимается решение об исключении данного учителя из списка получателей денежного поощрения за счет средств областного бюджета.
3.7.5. Результаты конкурса доводятся конкурсной комиссией до сведения общественности путем размещения информации на официальных сайтах министерства образования Нижегородской области и государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.7.6. Учителя - получатели денежного поощрения за счет средств областного бюджета награждаются Дипломом Правительства Нижегородской области.
3.7.7. Учитель, получивший денежное поощрение:
- за счет средств федерального бюджета, начиная с 2010 года, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет;
- за счет средств областного бюджета, начиная с 2013 года, может быть повторно включен в список учителей - получателей денежного вознаграждения за счет средств областного бюджета не ранее чем через пять лет.
3.7.8. Документы учителей - победителей конкурса, учителей - получателей денежного поощрения за счет средств областного бюджета хранятся в течение года до объявления конкурса на новый календарный год. Документы других учителей могут быть получены обратно в течение 3 месяцев с момента объявления результатов конкурса.





Приложение 1
к Процедуре проведения конкурса
на получение денежного
поощрения лучшими учителями
Нижегородской области

В комиссию по проведению конкурса
на получение денежного поощрения
лучшими учителями Нижегородской
области

от _________________________________
(Ф.И.О. полностью)
учителя ____________________________
преподаваемый(е) предмет(ы),
по которому(ым) выдвигается
на конкурс
____________________________________
полное наименование образовательной
организации с указанием
месторасположения
____________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Даю согласие на обработку, внесение моих персональных данных и
сведений, указанных в электронной таблице в форме Excel, о профессиональных
достижениях в базу данных участников конкурса на получение денежного
поощрения лучшими учителями образовательных организаций Нижегородской
области и использование материалов, представленных на конкурс, для
размещения в сети Интернет, периодических образовательных изданиях (в
некоммерческих целях) с возможностью редактирования.
В случае победы обязуюсь представлять собственный инновационный опыт в
форме проведения:
1. Открытого(ых) урока(ов) по теме: _______________________________________
2. Мастер-класса(ов) по теме: _____________________________________________
3. Проблемного(ых) семинара(ов) по теме: __________________________________
4. Проблемного(ых) практикума(ов) (деловые, ролевые игры, игропрактикумы,
организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги) по теме: ____
5. Круглого(ых) стола(ов) по теме: ________________________________________
6. Пресс-конференции(ий) по теме: _________________________________________
7. Другие: ________________________________________________________________
   --------------------------------

<*> Общее количество выбранных форм должно составить не менее трех.

"___" ____________ 20__ года

_________ /___________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)





Приложение 2
к Процедуре проведения конкурса
на получение денежного
поощрения лучшими учителями
Нижегородской области


Регистрационный номер № ___________
Дата регистрации __________________


Регистрационный лист документов для участия в конкурсе

___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество участника)
___________________________________________________________________________
(наименование образовательной организации)

N
Перечень документов
Да
Нет
1.
Копия решения (выписка из решения) коллегиального органа управления образовательной организации о выдвижении учителя


2.
Заявления о согласии на обработку персональных данных и на использование конкурсных материалов и распространение инновационного опыта


3.
Копия документа о соответствующем уровне профессионального образования, заверенная руководителем образовательной организации


4.
Копия трудовой книжки, заверенная руководителем образовательной организации


5.
Информация о профессиональных достижениях учителя, заверенная руководителем образовательной организации и сформированная в соответствии с критериями конкурса, указанными в пункте 2.2 Процедуры проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области, подписанная заявителем (на электронном носителе в форме таблицы Excel и бумажном носителе в 2 экземплярах)


6.
Информация о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности в виде копии протокола заседания сообщества, заверенной руководителем образовательной организации


Допущен к участию в конкурсе
Не допущен к участию в конкурсе

Руководитель группы приема документов _______ /___________________________/
(ФИО) (подпись)

Дата приема документов и проведения технической экспертизы: _______________





Утверждены
приказом министерства образования
Нижегородской области
от 01.06.2015 № 2161

МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ ПО КАЖДОМУ ИЗ КРИТЕРИЕВ КОНКУРСА
НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ ЛУЧШИМИ УЧИТЕЛЯМИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

N
Критерии конкурса
Показатели
Максимальный балл по критерию
1.
Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года
- Доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету.
- Доля обучающихся, получивших "4" и "5", от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету.
- Доля обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету.
- Доля победителей и призеров олимпиад школьников, утверждаемых приказами Министерства образования и науки Российской Федерации на соответствующий учебный год (за отчетный период).
- Доля обучающихся, сдавших ЕГЭ по предмету выше среднеобластного уровня, от количества обучающихся, сдававших ЕГЭ по предмету
10
2.
Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
- Доля участников научных конференций и научных обществ учащихся (за отчетный период).
- Доля победителей научных конференций и научных обществ учащихся (за отчетный период).
- Доля участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по учебному предмету (за отчетный период).
- Доля победителей фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по учебному предмету (за отчетный период).
- Наличие форм организации внеурочной деятельности по учебному предмету (кружки, клубы, секции, предметные недели и др.)
8
3.
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции
- Количество проведенных учителем воспитательных мероприятий для обучающихся и их родителей (различной направленности).
- Количество проектов социальной направленности, организованных учителем.
- Количество обучающихся, участвующих в проектах социальной направленности, организованных учителем
10
4.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
- Создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала (работа по систематизации средств обучения, разработка дидактического и раздаточного материала, паспорт кабинета, ученические проекты и др.).
- Использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно ориентированные технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение, модульное обучение и др.).
- Количество методических разработок учебных занятий, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
- Количество интернет-проектов, инициированных и реализованных учителем совместно с обучающимися.
- Количество интернет-проектов, в которых учитель принял участие совместно с обучающимися.
- Эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (применение ЭОР, наличие собственного сайта, страницы на сайте ОО).
- Наличие авторских дистанционных и (или) электронных курсов
10
5.
Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе
- Внедрение опыта учителя в рамках профессионального сообщества.
- Количество интернет-публикаций (методических разработок), подтвержденных свидетельством или сертификатом о публикации (суммарно за отчетный период).
- Количество сертифицированных (авторских) программ, учебных методических комплексов, разработок
8
6.
Непрерывность профессионального развития учителя
- Повышение квалификации за последние три года, подтвержденное документом государственного или установленного образца.
- Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство.
- Наличие ученого звания и (или) ученой степени.
- Наличие программ по самообразованию или "Образовательного маршрута" профессионального саморазвития.
- Организационно-методическая деятельность (руководитель МО на уровне организации, руководитель районного МО, тьютор).
- Участие педагога в инновационной работе.
- Обобщение и распространение педагогического опыта (в рамках проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов, стажировок, выездных занятий).
- Количество печатных публикаций, иллюстрирующих инновационный педагогический опыт учителя (суммарно за отчетный период).
- Участие учителя в конкурсах профессионального мастерства (за отчетный период).
- Наличие у учителя призовых мест в конкурсах профессионального мастерства (за отчетный период).
- Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей, званий и т.п.)
10
7.
Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)
- Повышение квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам по вопросам адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением).
- Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения.
- Использование адресных форм работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением).
- Наличие системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью по преподаваемому предмету
6


------------------------------------------------------------------